Страховщики сообщили ТОП-10 самых частых проблем, с которыми отдыхающие в России обращаются к врачу и дали практические советы, как не остаться без медицинской помощи на курорте.
В 2021, как и в 2020-м отпуск в регионах России стал для нас едва ли не единственной доступной альтернативой. Раньше, уезжая за границу, многие сталкивались с тем, что необходимо приобретать медицинскую страховку. В России этого не требуется, ведь подавляющее большинство граждан уже застраховано в системе ОМС. Однако проблемы при получении медицинской помощи все же могут возникнуть.
По статистике Всероссийского союза страховщиков (ВСС), ТОП-10 наиболее распространенных проблем со здоровьем, с которыми сталкиваются отдыхающие в России, составляют:
1. Травмы, резаные раны и укусы;
2. Солнечные ожоги и тепловые удары;
3. Пищевые отравления, заболевания желудочно-кишечного тракта.
4. Острые инфекции верхних дыхательных путей;
5. Клещевой энцефалит, обострение герпеса;
6. Обострения стоматологических заболеваний;
7. Обострения сердечно-сосудистых заболеваний;
8. Аллергические реакции;
9. Инородные тела ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, глаз;
10. Проблемы со здоровьем, связанные с акклиматизацией
I. Выезжая за пределы своего региона, необходимо всегда брать с собой полис ОМС (бумажный или в виде пластиковый карты). Полис является идентификатором гражданина в системе ОМС, и гарантирует получение всех видов медицинской помощи в объеме, установленном законодательством.
«Собираясь в отпуск, постарайтесь заранее обратиться в страховую компанию по номеру телефона горячей линии, и уточнить, действителен ли ваш полис ОМС. Необходимость замены полиса может возникнуть, например, в случае изменения фамилии или других паспортных и личных данных. Если выяснится, что полис утерян, можно обратиться в МФЦ или непосредственно в страховую компанию и оформить новый. Пока он будет готовиться, вам выдадут временное свидетельство. С ним можно спокойно ехать в отпуск», – объясняет эксперт Всероссийского союза страховщиков Сергей Шкитин.
II. Важно помнить, что, выезжая в другой регион, гражданин России сохраняет право на получение бесплатной медицинской помощи по базовой программе ОМС, которая действует на всей территории страны. Территориальные программы, действующие в каждом конкретном регионе, могут расширять и дополнять базовую. При этом все, что входит в базовую программу ОМС, также входит и в территориальные программы.
«Будьте готовы к тому, что, выехав в другую местность, некоторые привычные услуги вы получить не сможете. В «домашних» регионах, то есть там, где вы живете и где оформляли свой полис ОМС, вы вправе получать медицинские услуги в объеме территориальной
III. На всей территории Российской Федерации гражданин по полису ОМС и паспорту (или другому документу, удостоверяющему личность) может получить:
- экстренную медицинскую помощь, когда речь идет о ситуациях при непосредственной угрозе жизни;
- неотложную медицинскую помощь, то есть при внезапных острых состояниях (например, обострении хронических заболеваний), без явной угрозы жизни;
- и плановую медицинскую помощь, которая включает проведение профилактических мероприятий, лечение заболеваний и состояний, не требующих неотложной и экстренной медпомощи. Сюда входит и высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), включенная в перечень видов ВМП, финансируемых за счет средств ОМС.
Photo by Mantas Hesthaven on Unsplash
Для оказания экстренной медицинской помощи в ситуациях, представляющих угрозу жизни, документов не потребуется. Врачи обязаны спасать жизнь пациента в любом случае, даже если при нем не окажется никаких бумаг. А вот при оказании плановой и неотложной помощи наличие полиса ОМС и документа, удостоверяющего личность, является обязательным (!). При этом никто не имеет права требовать с пациента деньги за то, что входит в базовую программу ОМС.
«Если с пациента требуют деньги за медицинскую помощь, которая по программе ОМС оказывается бесплатно, нужно обратиться в страховую компанию по номеру телефона, указанному на полисе, - напоминает Сергей Шкитин. - Страховые представители ответят вам в любое время суток, а их задача как раз и состоит в защите прав застрахованных. Страховые представители также помогут, если у гражданина возникли трудности с маршрутизацией – к какому врачу в какую медицинскую организацию обратиться, ответят на многие другие вопросы. Как говорится, в любой непонятной ситуации – обращайтесь в страховую кампанию».
Следует учитывать, что пандемия COVID-19 еще продолжается, а значит, нужно принимать меры предосторожности:
- не посещать скопления людей без защитной маски и перчаток
- уточнять предварительно эпидемиологическую обстановку в регионе, куда планируется поездка, и по возможности избегать тех географических зон, где складывается неблагоприятная ситуация
- быть готовым соблюдать особый режим в аэропортах, гостиницах, санаториях, учреждениях общепита: носить макси, перчатки, сохранять дистанцию не менее, чем в 1,5 метра. Вас могут попросить измерить температуру, а в санаториях могут попросить справку об отсутствии контактов с инфицированными.
Эксперты ВСС обращают внимание, что в случае возникновения затруднений при получении бесплатной медицинской помощи в другом регионе, необходимо обратиться к страховым представителям в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС, по номеру телефона круглосуточной горячей линии. Этот телефон можно найти на оборотной стороне полиса или на сайте вашей страховой компании. Страховые представители – это сотрудники страховых медицинских организаций, в обязанности которых входит бесплатно обеспечивать защиту прав пациентов при взаимодействии с лечебными учреждениями.