Распространённая в православной традиции практика поминовения усопших в определённые дни после их кончины имеет глубокие корни и связана с учением Церкви о жизни после смерти.
До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего нелегкий переход из временной жизни в вечную. В то же время, поминальные молитвы помогают скорбящим родным проживать расставание с усопшим, приносят некоторое утешение.
Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (день кончины считается первым, следующий день - вторым и т.д.). Однако важно понимать, что эти дни имеют скорее символическое значение, здесь нет какой-то догмы.
Photo by Raimond Klavins on Unsplash
Третий день
Поминовение усопшего в третий день после смерти связано со священным числом "три", и совершается в честь воскресения Иисуса Христа (которое произошло в третий день после распятия) и во образ Пресвятой Троицы.
Согласно околоцерковному преданию, в первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему.
В Священном Писании нет сведений, подтверждающих эти представления. В Евангелии от Луки, 23:43 приводятся слова Иисуса Христа, сказанные благоразумному разбойнику: "ныне же будешь со Мною в раю". Ни о каких трех днях речь не шла.
Существует также средневековая теория о мытарствах, которые приходится проходить душе после смерти. Мытарства - это своего рода заставы, на каждой из которых бесы стараются уличить человеческую душу в том или ином грехе. Согласно теории мытарств, их существует 20: мытарство празднословия, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, тунеядства, воровства, убийства, чародейства, блуда и так далее.
Наиболее известным рассказом о посмертных мытарствах является «Житие преподобного Василия Нового», описывающее видение его ученика о мытарствах блаженной Феодоры. Данное сочинение было известно на Руси начиная с XI—XII веков. В современной литературе теория мытарств в живой художественной форме изложена в повести Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения».
Большинство современных священников относятся к теории мытарств негативно и не рекомендуют придавать ей серьезного значения. Мы не знаем, что конкретно нас ждет за гробом, и фантазировать на эту тему - дело неблагодарное. В Евангелии подробно изложено все, что необходимо для нашего спасения - лучше сосредоточиться на этом.
Девятый день
Согласно упомянутому выше околоцерковному преданию, после третьего дня душа в сопровождении ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Поэтому на девятый день принято заказывать панихиду, чтобы помолиться за усопшего, прося милосердного Судию о упокоении его со святыми в райских обителях.
Число девять редко встречается в христианской символике, в отличие от других священных чисел, таких как 3, 7, 12 или 40. В то же время, ему могло придаваться особое значение, поскольку девять является результатом умножения священного числа три на само себя.
В христианской традиции девять соответствует числу ангельских чинов, перечисление которых основано на текстах как Ветхого, так и Нового Заветов. Такие уважаемые авторы, как Афанасий Великий, Григорий Богослов и другие, перечисляли следующие ангельские чины, не выстраивая их в какую-либо иерархию: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы, херувимы, серафимы.
Так или иначе, у православных устоялась традиция особого поминовения усопших именно на девятый день от даты смерти.
Сороковой день
Возвратимся к околоцерковному преданию. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.
Число сорок часто встречается в Библии как символ полноты и достаточности отведенного времени. Как правило, сорокадневным периодом охватывается время духовной подготовки к некоему событию или действию. Но иногда речь идет о 40 годах.
- 40 дней постился Моисей, прежде чем получить от Бога скрижали Завета
- 40 лет древние евреи скитались по пустыне, прежде чем войти в землю обетованную
- Через 40 дней после рождения по закону Моисееву младенца следовало принести в храм (отсюда на 40-й день после Рождества празднуется Сретение)
- 40 дней постился Иисус Христос перед тем, как начать проповедовать
- На 40 день после распятия Иисус Христос вознесся на небо
- 40 дней длится Великий пост
- 40 раз повторяется молитва "Господи, помилуй" во многих канонах и последованиях
На сороковой день принято вновь собираться вместе, чтобы почтить память усопшего, помолиться о нем. На этом заканчивается период особо усиленной молитвы церкви за почившего христианина. Часто родственики заказывают в храмах сорокоусты по новопреставленному - это означает, что его имя священник будет поминать за каждой Литургией на протяжении 40 дней от даты смерти.