В основе одной из самых удивительных и действенных педагогических сетей с многолетней биографией лежат вовсе не педагогические увлечения единомышленников, а скорее общая беда, объединяющая очень разных людей. Речь идет о сообществе родителей глухих детей, обучавшихся методике Леонгард. Методика создана более трех десятилетий назад нашим великим современником Эмилией Ивановной Леонгард. Она позволяет глухим и слабослышащим детям, если с ними своевременно начать грамотно заниматься, вполне полноценно и равноправно войти в мир нормальных людей. В основе этой системы лежит активное, трудоемкое соучастие родителей в жизни своих малышей, создающее им необходимую полноту эмоционально насыщенного общения.
Жить в мире звуков
В советское время личные контакты родителей, выходивших на Эмилию Ивановну и ее последователей, были практически единственным способом добраться до возможности помочь своим детям. Ведь метод Леонгард не допускался в официальные структуры: он подрывал авторитет огромной социальной машины "по переработке глухих" - тысяч сурдопедагогов, сотен интернатов, диагностических служб, методистов жестовой речи... За тридцать лет развития "леонгардистского" опыта стали очевидными многие неожиданные закономерности. Дети, в которых вкладывалось столь много души и сил, развивались заметно успешнее своих обычных сверстников, а их родители, окунувшись на дно семейного горя, через несколько лет обретали совершенно новые радости в жизни - ибо те творческие усилия, которые от них требовала жизнь с детьми "по Леонгард", открывали для них и совершенно новый взгляд на собственные возможности, цели и интересы. По системе "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения" воспитываются и обучаются дети, проживающие в более чем 150 городах, поселках, деревнях... Постепенно педагоги-последователи Леонгард все-таки проникали в разные официальные учреждения, и сегодня "леонгардистскими" можно назвать около четырех десятков разного рода больших, малых и средних организаций - медицинских, педагогических, социальных... В некоторых случаях они вырастали из родительских ассоциаций (как, например, знаменитый нижегородский Центр "НОРДИС"), в некоторых - "осваивались" в существующих. Так складываются узлы новой сети - уже не только межличностной, но и организационной. Понятно, что их возникновение зависело не от их типа, а от появления в том или ином месте увлеченных и грамотных специалистов и организаторов. Где-то это детские сады, где-то родительские ассоциации, где-то кабинеты в консультативных поликлиниках; в Новороссийске - школа, в Ульяновске - сурдореабилитационный центр, в Ставрополе - интернат, в Набережных Челнах - медико-педагогический центр...
"Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей" действует в Москве с 1997 года. Деятельность Центра основывается на авторской Системе Э.И.Леонгард и ее коллег "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха", существующей с 1966 г. Дети с нарушенным слухом, которые обучались по методике Леонгард, могут свободно и самостоятельно общаться без помощи переводчиков жестового языка. Неслышащие дети раскованны, имеют достаточно высокий образовательный уровень: тысячи из них обучаются в одних школах со слышащими, сотни - в техникумах и вузах. Воспитанники Леонгард не относятся к себе как к инвалидам и активно включаются в общество.
При использовании данной системы дети живут в семье, родители активно участвуют в их реабилитации. Одновременно происходит и реабилитация родителей: они овладевают методикой работы с собственными детьми, учатся нормальному повседневному общению с ними, становятся их друзьями и партнерами. Благодаря этому семья выходит из состояния депрессии, в котором она, как правило, пребывает после обнаружения у ребенка дефекта слуха. Родители уже не допускают мысли о том, чтобы отдать ребенка в специнтернат, где обучается подавляющее число детей-инвалидов по слуху в России.
Систему отличает уникальный подход к развитию у глухих и слабослышащих детей остатков слуха, слухового восприятия на основе раннего двустороннего слухопротезирования и многолетней работы специалистов и родителей по специальной методике.
Тайный выбор для родителей
За несколько десятилетий по методике Леонгард успешно воспитаны тысячи людей. И сегодня в полутора десятках сурдоцентров страны родителей, пришедших со своей бедой, встретят примерно таким рассказом: "Поскорее подберите и настройте с врачом подходящий слуховой аппарат, занимайтесь с ребенком так-то и так-то, чем раньше вы начнете заниматься, тем лучше натренируются остатки его слуха и естественнее будет его развитие. С такой-то периодичностью приходите на консультации, мы вам поможем и всему научим, но главное зависит от вас. Он должен расти в семье как нормальный ребенок, только среда общения нужна еще более насыщенная. В школе ему лучше будет учиться в спецклассе (если получится такой собрать) с нашим педагогом. Но при необходимости сможет учиться и в обычном. Вероятно, в обучении ему потребуется год форы, ему придется жить со слуховым аппаратиком, но в остальном у вас будет совершенно нормальный и замечательный сын".
В большинстве других мест родителям глухих малышей (а зачастую не только глухих, но и слабослышащих) с готовностью сообщат: "Что поделаешь... До трех лет ничего не предпринимайте, потом придется с ребенком попрощаться, отдадите его в интернат, в спецсаду и спецшколе он проживет до восемнадцати лет, его обучат жестовой речи, паре профессий... Но это уже вас будет мало касаться".
Дело в том, что у тех, кого принято называть глухими, почти всегда сохраняются остатки слуха. И с тех пор, как изобретены слуховые аппараты (совершенствующиеся год за годом) с глухими в каком-то смысле дело обстоит так же, как и со слабовидящими: им можно предложить очки, а можно приучать обходиться без зрения. А что если бы людям с ослабленным зрением с детства надевали повязку на глаза, вручали тросточку в руки и старательно обучали шрифту Брайля? Но есть и одно принципиальное отличие.
Очки - условие необходимое и достаточное, а слуховой аппарат - только необходимое. Требуется еще и многолетняя тренировка тех самых остатков слуха - и чем раньше она начнется, тем благополучней будет результат.
И главное: такая тренировка не может носить механический характер - но только осмысленный, живой, формирующийся вместе с налаживанием полноценных человеческих отношений. Проблемы глухих детей - на девять десятых не медицинские, а педагогические.
Отрывок из статьи Э.И. Леонгард "Не вооружены, но очень опасны"
Наш подход к воспитанию, обучению, реабилитации детей с нарушениями слуха и их интеграции в общество слышащих, к воспитанию, обучению и реабилитации их родителей представляет собой целостную Систему. Система это не сумма упражнений и методических приемов, на использование которых влияют персональный опыт, позиции и пристрастия педагога. Все составляющие Систему принципы взаимосвязаны и взаимозависимы - выпадение одной составляющей влечет за собой разрушение всей Системы и, как следствие, искажение результата. В основу Системы становления личности детей с нарушениями слуха и реабилитации их родителей положена определенная теоретическая концепция. Люди, пользующиеся Системой, разделяют данную концепцию. Это касается и сурдопедагогов, и родителей. Но разделять недостаточно - необходимо владеть способами реализации принципов концепции в педагогической практике, т.е. владеть методикой "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения". Путь освоения долог.
На всех дефектологических факультетах педагогических Институтов студентам преподают иную методику обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников и школьников. В нашу Систему сурдопедагоги и воспитатели переходят только по собственному желанию, но, начиная работать по Методике формирования и развития речевого слуха и речевого общения, эти специалисты испытывают огромные трудности. Все они вынуждены переучиваться. Это болезненный процесс, не все выдерживают такое испытание - некоторые уходят назад, в условия привычной деятельности и привычных отношений с детьми. Чем больше стаж работы по методике, используемой в настоящее время в большинстве специальных учреждений, тем болезненнее и дольше проходит процесс перестройки мировоззрения педагогов. Легче выпускникам, начинающим работать по нашей Методике сразу после окончания института, но и им приходится нелегко пять лет обучения не проходят даром.
Среди педагогов (обучающих как слышащих, так и не слышащих детей) распространено мнение, что каждый из них может работать по любой программе, по любой системе, лишь бы имелись методические рекомендации, разработки, конспекты и т.п. Это глубокое заблуждение. Дело в том, что одни и те же игры и упражнения могут быть использованы для разных, иногда прямо противоположных целей. Одни и те же слова и термины, принятые в сурдопедагогике, могут нести разную смысловую нагрузку. Факт использования педагогом того или иного методического и дидактического материала вовсе не означает, что данный педагог руководствуется принципами той системы, в недрах которой этот материал был разработан.
Каждый педагог (сурдопедагог и воспитатель детского сада, учитель), желающий работать по Методике формирования и развития речевого слуха и речевого общения, независимо от стажа работы в другой системе, обязательно проходит стажировку с отрывом от производства. Стажировка длится 3-4 недели при интенсивной ежедневной семи-восьмичасовой работе стажеров. Помимо теоретических сведений, стажеры активно участвуют в деловых играх, проводят фронтальные и индивидуальные занятия с незнакомыми (часто необученными) детьми и ведут ежедневную работу с родителями. Такие стажировки должны проводиться несколько лет подряд: после первой педагоги получают право работать по программе первого года обучения, после второй по программе второго года, после третьей - по программам третьего-пятого годов обучения. В дальнейшем стажировки в Центре "Дошкольное детство" ИМ. А.В.Запорожца и на его экспериментальной площадке в Реабилитационном центре для детей с нарушениями слуха в Москве, а также в нескольких учреждениях на территории России, которым делегировано такое право. После каждой стажировки педагоги получают свидетельства о праве работать по авторской Методике Э.И.Леонгард.
Как видно из вышесказанного, овладение Методикой формирования и развития речевого слуха и речевого общения требует значительного времени и серьезных усилий со стороны педагогов.
С чем же сталкиваются в жизни многие родители, стремящиеся обучать своих детей по данной Методике?
Зная о положительных результатах использования Методики и о ее популярности среди родителей, новоявленные "коллеги" объявляют себя ее знатоками и предлагают родителям свои услуги. Теперь чуть ли не все сурдопедагоги России "работают по-Леонгард". Часть недобросовестных педагогов не знают о Методике вообще ничего, другие видели наших говорящих воспитанников и, очевидно, решили, что достичь таких результатов очень просто; третьи побывали на одном-двух занятиях наших специалистов и решили, что Методикой овладели, и т.д. Эти педагоги правдами и неправдами (в основном, неправдами) добывают наши задания для родителей, причем часто - задания старые, ныне переработанные; размножают нашу книгу для родителей, хотя права на эту книгу принадлежат Международной Федерации свободного образования, и нарушение этих прав карается по закону.
Родители получают совершенно не квалифицированные рекомендации относительно слухопротезирования (есть даже такой совет: чтобы приучить ребенка к постоянному ношению аппарата, нужно затыкать ему уши вкладышами без аппарата!), развития слухового восприятия и речевого слуха, обучения произношению, работы над текстами и т.д., и т.п. Родителям предлагается заставлять детей заучивать наизусть тексты, что является одним из самых опасных для развития детей "методических приемов". Родителям внушается, что заниматься не ж и т ь, а заниматься, - с детьми нужно 24 часа в сутки; что из детей необходимо "выбивать" (к сожалению, это требование часто реализуется буквально) то, что запланировано на данный день и данный час, и отступать от своего плана недопустимо; что игра это роскошь, и к глухим детям отношения не имеет, и пр. в том же духе.
Перечислять подобные опаснейшие советы можно дальше, но не будем этого делать. Главное состоит в том, что обманутые в своих надеждах родители послушно загоняют в угол и детей, и себя. Когда же, чувствуя неладное и дойдя до отчаяния, часть из них добирается до нас и просит помощи, мы в подавляющем большинстве случаев сделать этого не можем, т.к. ребенка нужно вернуть на два-три года назад и начать все с самого начала, с первого года обучения, а времени нет, потому что ребенку уже исполнилось 6-7 лет.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, занимающиеся со своими глухими и слабослышащими детьми! Kaк ни грустно обращаться к вам с таким призывом, не приходится это сделать: будьте очень осторожны ("Будьте бдительны!"), когда педагоги привлекают вас словами: "Я занимаюсь по Методике Леонгард". Сразу выясняйте, есть ли у них свидетельство или удостоверение о праве работать по этой Методике.
Отзывы родителей, занимающихся по методике Эмилии Ивановны Леонгард
Наш сын - Дима начал заниматься по методике Леонгард только в шесть лет. До этого три года посещал спецдетсад для глухих детей. До семи лет: за год с небольшим, занимаясь с мамой дома при активной поддержке сурдопедагогов Школы реабилитации "НОРДИС" в городе Нижний Новгород и сурдопедагога в Екатеринбурге наш мальчик не просто зазвучал, Дима заговорил активно. Для нас, его родных, и, кажется, для самого ребенка было сделано радостное открытие - МЫ МОЖЕМ ОБЩАТЬСЯ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ!
Сейчас Диме 10 лет. Он общается только речью (жестовой речи не знает). Нам с сыном предстоит еще много трудиться... Мы благодарны всем, кто нас поддерживает и помогает: педагогам общественной организации "ЭХО", педагогам школы для слабослышащих детей, нашим родным и знакомым, нашим друзьям, соседям и всем - всем, кто поддерживает нашего ребенка в его стремлении общаться речью, понимать и быть понятым (это продавцы ближайших к дому магазинов, кондуктора, врачи, ребята и педагоги ближайшей к дому общеобразовательной школы). Нейросенсорная тугоухость тяжелой степени, глухота... неизлечимо...
Да, да, да - смиряемся мы! НО НЕ ОПУСКАЙТЕ РУК! ПОПЫТАЙТЕСЬ НАЙТИ СИЛЫ, ПОДДЕРЖКУ ПЕДАГОГА, РОДНЫХ И ДРУЗЕЙ И ВМЕСТЕ ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ МАЛЫШУ! ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ТАЛАНТОВ ЖЕЛАЕМ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ НЕСЛЫШАЩИХ РЕБЯТ!
Мезеновы - Андрей Александрович, Ирина Владимировна.
г. Екатеринбург
* * *
Нашей Анюте уже 10 лет.
В 2 года был поставлен ДS: тугоухость 4 степени.
Шок, ужас, боль... на эмоции не было времени - надо было что-то делать.
С двух лет постоянно в слуховом аппарате - ухо должно тренироваться, без аппаратов оно ничего не слышит!
С трех лет начали посещать специализированный детский сад для глухих детей.
Продолжая поиски решения вопросов воспитания, объехали все, что могли:
Москва, Питер, соседние регионы. В поисках прошел год, стали видны результаты посещения спецсадика-ребенок, который начинал говорить мама", папа", перешел на жестовую речь, язык ей стал не нужен. Мы перестали понимать собственного ребенка!
Когда Ане было 4,5 года, мы познакомились со школой для родителей глухих и слабослышащих детей Нордис" в Нижнем Новгороде, основой для обучения ребенка, в которой была взята методика развития слуха и речевого общения Э.И. Леонгард. Способ обучения - посещение школы родителями вместе с ребенком 3-4 раза в год (недельный курс). Цель этого курса - объяснить и показать родителям, какими должны быть ежедневные занятия с ребенком в течение года, как справляться с возникающими трудностями. Все специалисты школы отмечают, что одно из желательных условий - ребенок должен все время находиться в слышащей среде, которое и было нами выполнено.
С пятилетнего возраста начались систематические занятия, направленные на развитие навыков использования остаточного слуха и формирования речи. Несколько лет прошли, как один день.
С восьми лет наш ребенок учится в общеобразовательной школе. Сказать, что это легко, нельзя. Ритм жизни не изменился - все подчинено одному - решению задачи, которая с каждым днем становиться все сложнее.
Вся тяжесть воспитания наших детей ложиться на семью, на близких ребенку людей, которые, не жалея сил, полностью отдаются решению проблемы. Мы поняли, что только помощь семьи позволит ребенку полностью реализовать свои возможности. Огромную роль в воспитании ребенка играет помощь педагогов.
Теперь и в нашем городе есть специалисты, которые, благодаря содействию общественной организации "Эхо", прошли обучение в центре Леонгард в Москве. Сейчас они проводят занятия по развитию слуха и речи со слабослышащими детьми в Екатеринбурге. Надеемся, что это сократит путь к конечному результату семьям, столкнувшимся с такой же проблемой.
Оглядываясь назад, понимаем - другого пути у нас не было и нет. Конечный результат зависит только от нашего усердия. Сегодня наша Аня с удовольствием играет со сверстниками в школе, летом - в саду и во дворе, занимается рисованием в доме творчества, ходит в спортивную секцию айкидо.
Мы верим, что сможем вырастить нашу Анюту добрым, отзывчивым, любознательным человеком, который не потеряется в жизни.
Семья Леоновых, г. Екатерибург.
* * *
Моей внучке – Антроповой Ксении 2 годика. У неё врождённая тугоухость 4 степени на одно ухо и глухота с остатками слуха на другое ухо. Окончательно в этом убедились, когда Ксюше было 6 месяцев, быстро обследовались и подобрали слуховые аппараты на оба ушка. Заниматься стали с 8 месяцев по методике Леонгард Э.И.
Сейчас Ксюша активно играет с игрушками. Очень любит рассматривать книги и обыгрывать сказки, такие как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», используя свою речь в соответствии со сказками, она говорит: «Мии – с - а (мышка) ма - а (маленькая)»; «аа – оо (яйцо) упа – о (упало) ай я ай»; «Мии – с – а (мишка) ай я ай ом (дом) упа (упал)»; «Ии – аа (лиса) ам (лиса съела колобка)».
Частыми фразами Ксюши являются: «Мама ай (дай)»; «Аапаат» (аппарат)»; «Папа на»; «Папа а – а (пока)»; «Папуйя (бабуля) Аня»; «Мама ай пи (мама дай пить)» и лепетные слова (прр, муу, аф – аф, ам – ам и т.д.)
Занятие – это игра, в которой познаются звуки и слова, проводится слуховая работа. Руководство в этих занятиях получаем у сурдопедагогов в «Школе для родителей».
Мама Ксюши – Татьяна (глухота с остатками слуха) – не слышит с детства. Сней начала заниматься в 2,5 года, как только узнала о методике Леонгард Э.И. Первое слово «мама» было в 3 года. Татьяна посещала массовый детский сад с 3-х лет, закончила массовую школу, получила среднее профессиональное образование в лицее «Родник» и высшее педагогическое в Уральском государственном педагогическом университете. Работала оператором на компьютере в супермаркете «Кировский». В данное время Татьяна занимается с дочкой дома и в «Школе для родителей».* Большую помощь в занятиях дома оказывают папа и я, бабушка Ксюши и мама Татьяны, которая прошла весь этот путь по методике Леонгард Э.И. от детского сада до университета.
Должна сказать, что это «труд на всю жизнь» и, если цель поставлена – она должна быть достигнута, не смотря ни на какие трудности.
Сейчас взрослая Татьяна может общаться жестами с неслышащими и речью в слышащей среде без переводчика 6 на работе, в быту, в магазине, дома, в больнице. Ночью, находясь в слуховом аппарате – может услышать плач ребёнка и встать к нему. И ради всего этого стоило заниматься.
И, поэтому, как только обнаружили нарушение слуха, надо быстро – быстро обследоваться, подобрать, приобрести и одеть слуховые аппараты. Чем раньше начнутся занятия, тем лучше будет развитие речи, развитие остатков слуха у ребёнка, тем быстрее пойдёт адаптация ребёнка в слышащей среде.
Напоследок хочу рассказать о новой, современной компьютерной прграмме «Игры для Тигры», которой мы пользуемся в занятиях. Логопедическая программа состоит из множества упражнений и заданий, которые в игровой форме позволяют:
· развивать внимание;
· развивать фонетическую и фонематическую стороны речи ребёнка;
· представлять и закреплять учебно – развивающий материал;
· развивать лексико – грамматическую сторону речи;
· развивать психические функции ребёнка, такие как мышление, внимание, память.
Дылдина Анна Ивановна
г. Екатеринбург (посёлок Кольцово)
По материалам сайтов:
http://www.deafworld.ru/index.php/article/archive/255/
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5I-/7/8/12/38