Первый класс без стресса: как психологически подготовить ребёнка к школе
- 17:00 11 июля
- Дарья Николаева

Поступление в первый класс — важный этап не только для ребёнка, но и для всей семьи.
Как сделать так, чтобы школа стала для малыша стартом к новым открытиям, а не источником тревог и разочарований? Психологи советуют начинать подготовку заранее и делать акцент не на знаниях, а на эмоциональной и социальной готовности будущего первоклассника.
Сфера готовности | Что это значит? | Как развивать? |
---|---|---|
Умение общаться, заводить друзей, слушать взрослых | Расширяйте круг общения, приглашайте детей в гости, поощряйте участие в кружках и играх | |
Способность справляться с волнением, страхом | Обсуждайте эмоции, учите называть чувства, хвалите за успехи, поддерживайте при неудачах | |
Готовность к учебной деятельности, внимание, память | Играйте в логические игры, решайте простые задачки, читайте вместе книги, развивайте любознательность | |
Умение доводить начатое до конца, следовать правилам | Постепенно увеличивайте время занятий, учите соблюдать режим, тренируйте усидчивость через игру |
-
Не переусердствуйте с восторгом или страхами: ребёнок чувствует ваши эмоции. Говорите о школе спокойно, рассказывайте реальные истории из своего детства, делая акцент на положительных моментах.
Познакомьте ребёнка с новой средой
Вместе прогуляйтесь до школы, если возможно — зайдите внутрь, покажите классы, столовую, туалеты, познакомьте с будущим учителем. Это снижает страх перед неизвестностью.
Учите ребёнка самостоятельно собирать портфель, одеваться, решать простые бытовые задачи. Пусть пробует сам договариваться с другими детьми, решать небольшие конфликты.
Развивайте мотивацию к обучению
Прививайте интерес к знаниям через игры, чтение, обсуждение интересных фактов. Не превращайте подготовку к школе в скучные уроки — пусть обучение будет увлекательным.
Обсуждайте школьные будни без давления
После школы спрашивайте не про оценки, а про впечатления: что понравилось, что было интересно, с кем познакомился. Сохраняйте безоценочную позицию, поддерживайте, а не критикуйте.
Поддерживайте авторитет учителя
Даже если вам что-то не нравится, не обсуждайте это при ребёнке. Учитель — важная фигура, и подрыв его авторитета может навредить адаптации ребёнка.
Хвалите ребёнка за старания, а не за результат
Поддержка и вера в силы малыша — лучший стимул для развития уверенности и самостоятельности.
-
: «Мы вместе ходили в будущую школу, познакомились с учителем, а летом читали книги и играли в “школу” дома. Сыну было не страшно — он знал, чего ждать».
-
: «Я не заставлял дочку учить буквы — мы играли в слова, придумывали истории, собирали конструктор. В итоге она сама захотела научиться читать, чтобы узнать, что написано в любимых книжках».
-
Не пугайте ребёнка школой и не угрожайте наказаниями за неуспеваемость.
-
Не сравнивайте с другими детьми.
-
Не требуйте идеальных результатов с первых дней — дайте время на адаптацию.
Главное — сохраняйте спокойствие и уверенность: ваш настрой передаётся ребёнку. Поддержка, внимание и вера в силы малыша помогут ему не только успешно начать школьную жизнь, но и полюбить учёбу!