В Госдуме развеяли популярный миф о "доступном" бесплатном высшем образовании в СССР
- 15:00 31 июля
- Дарья Николаева

Современное высшее образование в России стало значительно доступнее по сравнению с советским периодом.
Если в Советском Союзе лишь около 30% выпускников школ могли получить бюджетное место в университетах и институтах, то сейчас этот показатель вырос почти до 65%. Об этом рассказал первый зампредседателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, профессор РАН Александр Мажуга.
Этот прогресс обусловлен расширением числа бюджетных мест и развитием цифровых сервисов поступления, что значительно облегчает доступ к качественному образованию для широких слоёв населения.
Современный уровень доступности образования
По официальным данным Министерства науки и высшего образования РФ на 2025/2026 учебный год российским вузам выделено более 619 тысяч бюджетных мест. Это позволяет обеспечить бесплатным обучением около 65% от общего числа поступающих абитуриентов, что существенно превышает советский показатель. При этом более 73% бюджетных мест распределены по вузам в регионах, что способствует равномерному доступу к образованию по всей стране, включая новые субъекты РФ.
Половина абитуриентов активно использует государственный сервис «Поступление в вуз онлайн», который позволяет подавать документы дистанционно и отслеживать конкурсные процедуры в режиме реального времени. Такой переход к цифровому приему делает образовательный процесс более прозрачным и удобным для молодёжи из разных территорий.
Высшее и среднее профессиональное образование: цели и задачи
Важно различать роль и задачи высшего образования и среднего профессионального образования (СПО), поскольку они нацелены на разные уровни компетенций и карьерные траектории:
Характеристика | Высшее образование | Среднее профессиональное образование (СПО) |
---|---|---|
Цель | Подготовка квалифицированных специалистов и исследователей с углубленными знаниями | Формирование технических и прикладных специалистов с практическими навыками |
Уровень квалификации | Бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура | Колледжи, техникумы, училища |
Типы знаний и обучения | Теоретическая база, научные исследования, инновационные технологии | Практическая подготовка, освоение конкретных профессий |
Продолжительность обучения | Обычно 4 года и более | 2-3 года |
Карьерные возможности | Работа в научной, инженерной, управленческой и творческой сферах | Производство, сервис, техническое обслуживание, услуги |
Личный развитие | Широкий кругозор, развитие аналитического и критического мышления | Узкоспециализированные навыки, готовность к применению на практике |
Доступность | Высокая, но меньше мест в сравнении с СПО | Широкая, большое количество мест, более доступно |
Таблица: Рост бюджетных мест в российских вузах (2024-2025 гг.)
Год | Общее количество бюджетных мест | Примечания |
---|---|---|
1980-е годы | Около 30% выпускников | Ограниченное количество бюджетных мест |
2024 год | 592 017 | Увеличение на 11% в сравнении с предыдущим годом |
2025 год | Более 619 100 | Рост бюджетных мест на инженерные и медицинские направления; 73% мест в регионах |
Почему доступность высшего образования важна?
-
Развитие экономики и технологий. Повышение числа специалистов с высшим образованием способствует инновационному развитию, технологическому лидерству и конкурентоспособности страны.
-
Социальная справедливость. Расширение бюджетных мест и доступность образования позволяют молодёжи из разных регионов и социальных групп получить возможности для развития и карьерного роста.
-
Устойчивое демографическое развитие. Образованные молодые специалисты способствуют повышению качества жизни в регионах и развитию экономики вне больших городов.