Издревле человечество пыталось найти способы приглушения болей во время родов. Этот мучительный процесс длился веками. И здесь интересны воззрения разных народов.

Так, на Руси, родовые боли воспринимались как зло и относились к порче, насланной другими людьми или как наказание исходящее от сверхъестественных сил. Вот уж где был простор для буйной фантазии различных магов и знахарей. В Эфиопии, и по сей день роженицу обвивают специальной пестрой тканью, чтобы отогнать от нее злых духов.

Уже в средние века при родах использовали отвар маковых головок или алкоголь. Однако применение этих напитков приносило лишь незначительное облегчение, сопровождаясь при этом серьезными нежелательными явлениями, прежде всего сонливостью и потерей самообладания.

Медицинская же наука шла больше по физиологическому пути обезболивания родов, не проявляя особого интереса к женщине и ребенку.

Впервые эфирный наркоз был применен в 1847 г. Интересно, что это знаменательное событие произошло именно в шотландском Эдинбурге — городе, в котором за 250 лет до этого была осуждена церковью и сожжена на костре леди Евфания Мак-Элайнт за попытку устранить боль при родах. В 1853 г. сама английская королева Виктория рожает под хлороформным наркозом. Но вскоре выяснилось, что наркоз очень часто вызывает удушье у детей. Длительный наркоз для устранения боли был использован и при родах будущего президента США Ф. Д. Рузвельта и, как пишет в своих мемуарах Сара Делано Рузвельт, при этом чуть не произошла трагедия: новорожденного с большим трудом удалось вернуть к жизни.

Интересные наблюдения принадлежат путешественникам, посетившим районы Северной Америки, во второй половине девятнадцатого века, где жили индейские племена. Они констатировали факт легкого протекания беременности и безболезненных родов у туземок. Им не раз приходилось видеть, как роженица, остановив на скаку коня, и отойдя в сторону, расстилала на снегу накидку и спокойно рожала ребенка. Затем, завернув новорожденного в тряпки и не испытывая ни малейших симптомов послеродовой депрессии, женщина снова садилась на коня и догоняла своих соплеменников, которые часто даже не замечали, что у нее были роды.

Позже ученые объяснили этот феномен тем, что в рамках тяжелых условий жизни и необходимости выживания в суровых природных условиях женщины не позволяют себе проявлять родовые страхи и комплексы, что и обеспечивает легкий характер течения беременности и большей частью безболезненные роды. С психологической точки зрения это объясняется наличием сильной психофизической подготовки, направленной на умение в нужный момент мобилизовать свою волю. Это подтверждается наблюдениями д-ра Варнинга, работавшего во время Второй мировой войны в одном из немецких лагерей принудительного труда. В 1953г. на одной из крупных медицинских конференций он сообщил о частых безболезненных родах, наблюдавшихся у украинских женщин в лагере, в котором они содержались вместе с мужчинами. По утверждению д-ра Варнинга, роженицы часто прямо с работы приходили в кабинет врача, где на удивление легко рожали и через несколько часов снова возвращались на рабочее место.

Метод психопрофилактической подготовки к родам описан врачами, наблюдавшими роды перуанок. Он состоит в создании вокруг роженицы мощного положительно-эмоциального фона, подкрепленного социальной поддержкой, что отвлекало женщину от тревожных мыслей и страха перед родами, превращая их в безболезненный процесс. В индейских племенах, обитавших на территории Перу и постоянно воевавших между собой, рождение ребенка — будущего воина (или его будущей жены) ожидалось с необыкновенной радостью. Радовалась в первую очередь сама роженица, так как с появлением ребенка она превращалась в женщину, окруженную почетом и уважением, радовался ее муж и весь род. А рождение ребенка широко праздновалось всей деревней в течение нескольких дней.

К первой половине нашего столетия во врачебных кругах установилось два основных подхода к этой проблеме. Первый из них состоял в убеждении, что особенно легкими роды бывают у женщин, привыкших к физической нагрузке, а второй утверждал безболезненное протекание родов у тех, кто с большой радостью ожидает появления ребенка.

В 1933 г. лондонский врач Дик Рид открыл метод снижения ощущения боли при маточных схватках. К этому его подтолкнул случай из собственной практики, когда одна из рожениц на предложение воспользоваться газовой маской заявила следующее: «Я не чувствую никакой боли, разве при родах она бывает?». Именно доктор Рид первым пришел к заключению, что главной причиной ощущения боли является тревога и страх перед родами как страх перед неизвестным. Он полагал, что страх вызывает судорожное напряжение мышц, в том числе маточных. Рид считал, что при этом сдавливаются сосуды, проходящие через мышцы матки, в связи с чем происходит нарушение поступления в них крови и кислорода. Именно это нарушение причиняет роженице боль. Д-р Рид был убежден в том, что как только ему удастся снять у рожениц отрицательное психологическое возбуждение, и, следовательно, устранить ненужное напряжение мышц, он сможет эффективно препятствовать возникновению боли. Рекомендации по упражнению в общем расслаблении мышц и мыслей Дик Рид начинал давать уже на двадцатой неделе беременности, сопровождая их информацией по течению родов.

В 1949 г. доцент харьковской клиники Вельвовский установил, что в возникновении болевых ощущений ведущая роль принадлежит коре головного мозга. Сущность методики Вельвовского состоит в том, чтобы путем словесного воздействия создать у будущей матери правильное взаимоотношение между корой головного мозга и подкорковыми структурами мозга снизить возбуждение в подкорковых центрах. Метод Вельвовского с некоторыми дополнениями нашел широкое применение на Западе. В 1953 г. парижский акушер д-р Ламаз объединил в своей практике метод Вельвовского и метод Рида. Получив признание в Париже, комбинированный метод Ламаза распространился в Италии и Швейцарии, а позднее и в ряде других европейских стран. Наибольшие сомнения относительно применения этого метода испытывали богобоязливые итальянки, считавшие обезболивание при родах грехом. Но поскольку многие из них были все же весьма довольны течением родов «по методу Ламаза», вопросом обезболивания родов вынуждены были заняться и в Ватикане. В 1956 г. папа Пий ХII обнародовал специальное официальное послание, в котором указал, что католическая церковь не имеет возражений против использования нового метода снижения родовых болей. Более того, Его преосвященство подчеркнул хорошие результаты, безвредность и простоту метода и рекомендовал его пропаганду, что вскоре привело к дальнейшему распространению метода в Испании и большинстве стран Южной Америки. Это пример того, какое огромное положительное воздействие на психику и здоровье верующих женщин способна произвести правильно занятая их церковью позиция.

В 40-х годах во избежание риска для матери и ребенка роды переносятся в больницу. Вследствие того, что роды связаны с кровью, нередко наложением швов, последующей реабилитацией женщины, их начинают рассматривать как хирургическую операцию. Психологическая и тактическая ошибка заключалась в том, что роженица рассматривалась в качестве «больной», нуждавшейся не в человеческой поддержке, а в помощи хирурга и анестезиолога.

Два последующих десятилетия стали пиком применения медикаментозных методов обезболивания, приводящих наряду с облегчением боли к торможению сократительной деятельности матки. Одурманенную анестезией и успокоительными средствами роженицу, не способную контролировать работу своего тела, клали на жесткий стол (вредность которого для матери и ребенка теперь не вызывает сомнений), где женщина часто вообще засыпала, а ее ноги фиксировались в «стременах». Поскольку мать, не владеющая своим телом, была не в состоянии родить, появление ребенка на свет обеспечивалось врачом, нередко с помощью щипцов.

Сегодня все большее число ученых склоняются к мнению о том, что роды должны проходить без анестезии и скальпеля.