Продолжение. Начало здесь:
Японская школа глазами русской мамы
Задание на лето: как проводят каникулы японские школьники
В октябре в школе проходит отчетный концерт. В младшей школе малыши рассказывали сказку, второклассники играли на музыкальных инструментах, третий класс пел хором, четвероклассники рассказывали - и немного показывали - историю, пятый класс показывал шоу по легкой атлетике, а шестой - полноценный спектакль, причем это распределение было стабильно, поэтому дети проходят "все стадии". В средней школе было нечто совсем иное: называлось это примерно так: "Отчет о культурно-творческой деятельности". Этот отчет включал в себя:
- конкурс хоровых выступлений,
- выставку каллиграфических работ и рисунков,
- фотовыставку школьных мероприятий,
- выступления школьного духового оркестра,
- чайную церемонию (отчетно-показательную для школьного кружка чайной церемонии),
- и, чтобы родителям было не скучно, - распродажи всякой домашней мелочевки, овощей и печенья.
Конкурс хоровых выступлений проходил следующим образом: в начале первоклассники все вместе спели песню, потом каждый из пяти первых классов спел на сцене по одной песне, затем хором пели второклассники, затем они же по классам со сцены, потом был перерыв на 20 минут и аналогичное выступление третьих классов. Интересно, что первые классы пели очень тихо; второклассники пели громче и понятнее, а третьи классы разве что шоу из своих выступлений не устроили, пели ярко, выделяя голосом эмоции. А дирижер одного из третьих классов так дирижировал, что я смотрела на его движения, не отрывая взгляда, как завороженная.
К слову сказать, дирижировали и аккомпанировали тоже сами же школьники. Я спросила у ребенка, как выбирали дирижера, он сказал, голосованием из тех, кто самовыдвинулся. "А того, кто на пианино вам играть будет?" - "Тоже голосованием выбирали из тех, кто у нас в классе умеет играть на пианино". - "И много у вас таких, кто умеет?" - "Человека четыре". И так в каждом классе. Играли, к слову сказать, довольно сложные вещи.
После того, как все окончили петь, главное жюри собрало листы голосования членов жюри из числа школьников же (было по одному представителю от каждого класса), и всех отпустили на обед. Обед заранее заказывался: каждому выдали такой специальный бланк заказа с разделами "суси", "булочки", "сладости", "напитки". Мы дома этот бланк заполнили, а потом в школе выдали талоны для родителей, а для детей еду приносили прямо в класс в виде поименованных пакетиков. Вооружившись талонами, пошла я к месту их обмена на еду, совмещенного с небольшой барахолкой. Еще месяц назад всех родителей попросили передать с детьми или же самостоятельно принести в школу для этой барахолки ненужные дома вещи. Я поскребла по сусекам (у нас, надо признаться, ненужных вещей особо нет, может быть, потому что недостаточно долго мы живем тут, может быть, потому что нам не дарят особо ненужные вещи, может быть, просто в силу о плюшкинизма - не знаю), наскребла на сумку всякой мелочёвки. В школе все это разделили, проценили и продавали за весьма скромные деньги весьма полезные вещи. Так я за 20 иен (6 рублей) стала счастливой обладательницей двух кружек с изображением сусей да с подписанными их названиями по-японски и по-английски.
Осчастливившись в итоге сумкой очень полезных в хозяйстве вещей за весьма символические деньги, я задумалась над сутью всего происходящего да поняла, что это такой забавный способ дарить школе деньги: принести ненужные вещи, чтобы потом купить нужные, а деньги отдать школе. И вот я лично уложилась в 400 иен, а кто-то и на пару тысяч набрал. В школе пять первых и третьих классов, четыре вторых. В каждом классе порядка 30 человек. 14*30=420 человек. Даже если придет покупать только половина, это уже 210 человек, если они в среднем по 500 иен заплатят, это уже 105 000 иен (чуть меньше тысячи долларов). И все довольны: и те, кто от ненужных вещей избавился; и те, кто что-то нужное прикупил за десятую часть их цены; и собственно получатель денег - школа.
Потом пошла отоваривать талоны, где меня ждал сюрприз: то, что в заказе значилось как "якисоба" (лапша, жаренная с мясом), оказалось ... булочкой с якисобой. Внимательно посмотрев в бланк заказа, я обнаружила, что "якисоба" было записано в разделе "булки", и - я так понимаю - любому нормальному японцу понятно, что это будет не просто якисоба, а булочка с якисобой (да-да, все верно: это булочка с начинкой из лапши).
В 12 часов начиналась чайная церемония, на которую мы с ребенком договорились сходить. Сходили. Было вкусно и интересно, но особо сказать нечего: школьная чайная церемония как школьная чайная церемония.
Потом я еще побродила по школе, купила фотографию ребенка со спортивных соревнований, поудивлялась сочиненным школьниками стихам на английском (все-таки понятие "стихотворения" в европейских языках и в японском совсем-совсем разное), порадовалась не только содержанию, но и оформлению (обратите внимание на надпись под российским флагом):
Потом заглянула посмотреть отчеты по проведенному первоклассниками летом исследованиям на свободную тему, там меня порадовало пошаговое наблюдение "в какой жидкости цветочки раньше загнутся" (сформулировано это было иначе, но по содержанию получалось именно так):
Но самое интересное - это отчет о художественном творчестве. Я знала, что первоклассники (12-13 лет) рисовали "мир через овощи", для чего в школу каждый принес свой любимый овощ, их там разрезали, рассматривали, как оно устроено. А потом рисовали в свободном стиле. В общем-то, как я понимаю, ничего особо удивительного, с точки зрения японцев, дети не нарисовали, но я стояла разинув рот от удивления. Потом стала все это фотографировать, а затем пошла смотреть, что выставлено у вторых (13-14 лет) и третьих (14-15 лет) классов. И совсем поразилась: второклассники рисовали некое понятие, явление окружающего мира, а третьеклассники - трехмерность мира. В общем, рассказывать об этом смысла нет, смотрите.
Овощи и фрукты первоклассников:
Это - второй класс.
На этой изображено (сверху вниз слева направо): разрушение, защищать, скорость, Earth; планета Земля, погода, гром; рай - ад, полет, облака:
А это уже третий класс.
Обращаю ваше внимание на белого кролика:
А вам бы хотелось, чтобы в школе у вашего ребенка было что-то подобное?