Желание разглядывать макросъемку пугающе глазастых стрекоз или покрытых мельчайшими ворсинками паучьих лапок приходит в более старшем возрасте. А малыши с удовольствием слушают "Муху-Цокотуху" или читают о приключениях муравьишки, и внимание их сосредоточено вовсе не на внешнем облике героев. Тем более что иллюстраторы сглаживают углы: изображают насекомых похожими на сказочный маленький народец.
Так почему насекомые оказываются героями, интересными наравне со львами или одушевленными игрушками?
Во-первых, они невероятно маленькие. Самый большой шмель все равно поместится в спичечный коробок! Мир насекомых – совершенно иной, его не так легко увидеть своими глазами. Прелесть приключений Карика и Вали, как и невероятных превращений Баранкина и Малинина, в том, что они воочию видят окружающий мир таким, как видит его паук или бабочка. Невероятно огромным и полным причудливых маленьких деталей.
Маленькие живые существа, насекомые становятся благодатным фоном для разговора об уважении к природе, как в рассказе Эдуарда Шима "Жук на ниточке". Для героя Виктора Драгунского светлячок в коробочке оказывается ценнее любимой игрушки, потому что он похож на чудо, маленькую звездочку. А еще – потому что, в отличие от пластикового самосвала, он живой и светится.
Роальд Даль переворачивает привычный ход истории о взаимопроникновении мира людей и мира насекомых. Обычно люди становятся крошечными и узнают насекомых получше, но в книге "Джеймс и чудо-персик" это насекомые вырастают до огромных размеров. Дружить с ними оказывается весело: главный герой может поселить многоножку на диване или побеседовать с огромным кузнечиком… Главное, его жизнь уж точно больше нельзя назвать скучной!
Во-вторых, они загадочные. Муравейник или пчелиный улей устроен по строгой схеме, и со своими задачами каждый член насекомьего общества справляется легко и уверенно. Авторы играют на присущих тем или иным насекомым чертах и рассказывают сюжеты о спортивных соревнованиях ("Репортаж со стадиона "Жукамо" В. Бианки) или о трудолюбивых муравьях, постоянно занятых каким-нибудь активным делом ("Муравьи не сдаются" О. Секора). Прожорливость гусеницы Эрик Карл делает поводом для рассказа о цветах, разных овощах и фруктах, о цикле жизни бабочки, а заодно о том, что переедать вредно.
В сказках Юрия Дмитриева любознательный юный Мушонок знакомится со многими представителями мира насекомых, изучая, у кого какие ноги, крылья и глаза. Ему на пути встречаются водомерки, паучишки, бабочки и жуки. Все они выглядят по-разному, по-разному себя ведут, а строение их тел напрямую связано со средой обитания и основными занятиями.
В-третьих, как ни крути, пауки и насекомые – весьма жутковатые создания, и эта их черта тоже оказывается привлекательной для тех, кто постепенно изучает мир. Зловещий паук разрушает идиллический праздник Мухи-Цокотухи (и оказывается повержен храбрым Комариком), этот же восьминогий злодей похищает Бибигона из другой сказки Чуковского (и тоже остается с носом). Сохраняет свой резкий, жалящий характер пчелиная царица из одноименной сказки Григория Дикова. Диковинная встреча произошла с Кузьмой: так получилось, что он, сам не зная, пообещал жениться на царице пчел, а любит-то на самом деле другую. Но Кузьма, как настоящий герой русской сказки, победил ее хитростью и знанием пчелиных особенностей и повадок.
Конечно, герои не остаются в одном амплуа. Паучиха Шарлотта из книги Элвина Брукса Уайта заботится о своих друзьях и старается всячески помочь им. Да и рыжий и усатый Таракан, которого боялись все звери, теперь не обязательно – отрицательный герой. В книге Арбенина "Тараканьими тропами" Таракашка – один из главных персонажей, наравне с Клоп-Клопычем. Насекомые, которых мы справедливо недолюбливаем в обычной жизни, вызывают у читателя сопереживание, ведь их путешествие по квартире грозит множеством опасностей! И наделены эти персонажи самыми человеческими качествами и чертами характера.
Как бы то ни было, мир насекомых умеет завораживать. В иллюстрациях Татьяны Мавриной к рассказам Юрия Коваля золотистые с синим махаоны и нежно-нежно-голубые крапивницы своей красотой напоминают цветы. Но они все равно легче, воздушней, потому и порхают над полем, не привязанные к земле. А вот ползет по песчаной тропинке гусеница медведицы-кайя. Совсем скоро она станет прекрасной ночной бабочкой, но сейчас – наслаждается тишиной леса. Рисунки Мавриной невероятно живописны, а крупные цветные мазки передают особенности рисунка на крыльях так точно, что ни один иснектолог не найдет, к чему придраться.
Классические детские истории о насекомых – как и многие сказки, на самом деле, о людях и взаимоотношениях между ними. О том, как важно быть честным, добрым, отзывчивым. Современные сюжеты тоже находят маленьких героев, и моральная сторона остается в новых историях такой же важной.
"Суперчервячок" Джулии Дональдсон – дань популярным героям с невероятными способностями, правда, его главная суперспособность – желание помочь ближнему. Он спасает жучков и лягушек благодаря своей длине и упругости, а в свободное время вполне может превратиться в скакалку для маленьких пчелок. У него много друзей – и они приходят на помощь, когда суперчервячок не может освободиться от чар злой ведьмы-ящерицы.
А еще современные жуки могут быть художниками, как Марвин из книги Элис Броуч "Шедевр", и расследовать увлекательные детективные загадки наравне со своими большими друзьями – одиннадцатилетними мальчиками.
Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру