Система вызова педиатра на дом давно устарела, в наше время в общении врача и пациента должны активно использоваться электронные гаджеты, считает зампредседателя Исполкома Союза педиатров России, замдиректора ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН Лейла НАМАЗОВА-БАРАНОВА.
«Педиатры давно уже говорят о том, что вызов врача на дом – это та организационная форма, которая должна остаться в прошлом. Когда на заре двадцатого века были введены походы педиатров на дом, это было очень логично: тогда больше всего болели инфекциями, и нужно было изолировать больного на дому, чтобы не дать распространиться эпидемии.
Эта задача была очень быстро достигнута: уже в предвоенные годы не было серьезных эпидемий среди детского населения, и в этом есть заслуга педиатрической службы. Но к чему мы пришли сейчас? Это в какой-то степени сдерживает развитие и снижает качество нашей медицинской помощи. С чем эти «девушки по вызову», хотя они уже многие бабушки, наши несчастные педиатры, с чем они приходят к пациенту? Они в основном приходят с фонендоскопом, с глазами, ушами, и с некими своими знаниями. У них нет экспресс-тестов, у них нет девайсов, которые бы позволили передать какую-то информацию.
Во всем мире делается по-другому: есть кабинет экспресс-диагностики, куда можно привести пациента, быстро сдать все анализы, убедиться в том, что, например, у него вирусная инфекция, а не бактериальная, и вернуть на дом, чтобы он там спокойно лечился.
В противном случае эта бабушка, приходя на дом, видя ребенка с лихорадкой и не имея возможности отличить вирусную инфекцию от бактериальной, она что делает? Она, естественно, перестраховывается, назначает антибиотик. Мы живем в эпоху, когда должна вестись тотальная борьба с назначением антибиотиков, потому что у нас нет новых антибиотиков, мы скоро вообще будем лишены каких-либо средств борьбы с инфекцией, если мы не прекратим бесконтрольное использование антибиотиков», - посетовала эксперт, выступая перед журналистами на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной запуску в России глобальной педиатрической инициативы "Здоровые дети, счастливые дети" компании "Санофи".
Говоря об оказании медицинской помощи на дому, Намазова-Баранова пожаловалась на такое явление, как родительская лень и безответственность: «Сколько мы таких случаев знаем: маме лень встать, одеть ребенка, пойти в поликлинику. Ей проще набрать номер телефона, сказать, что у ребенка температура сорок. И ведь у нас нет инструмента наказания таких недобросовестных родителей. Приходя на этот вызов и видя, что с ребенком все не так плохо, как было описано по телефону, доктор не имеет возможности зафиксировать это и применить некие санкции».
В то же время эксперт рассказала о пилотном проекте с использованием современных электронных средств связи, который проводится в настоящее время с подростками, страдающими определенными заболеваниями. Пациенты ежедневно передают врачу показатели о своем здоровье, на основании которых врач дает подростку очередные рекомендации на день. При такой постоянной связи у врача есть возможность предупредить начинающееся обострение и вовремя принять меры.