В Китеже есть своя школа, просторная столовая, детский сад, свой театр, газета. Летом в поселке проводятся масштабные ролевые игры. Этакий дивный, новый мир, который китежане сотворили своими руками. Многодетным мамам (а в большинстве семей в поселке по 2-3 приемных ребенка) не нужно беспокоиться о готовке - в столовой на все население поселка готовится завтрак, обед и ужин. Не нужно думать, чем занять ребенка (кстати, примечательно, что ни в одном доме нет телевизора!) – весь день в Китеже заполнен с утра и до вечера разнообразной интересной деятельностью (репетиции, кружки, ролевые игры, турниры). Я пробыла в поселении 2 дня, и меня не покидало ощущение, что я нахожусь в элитном пионерском лагере.
Может показаться, что пропуском в этот замечательный мир является приемный ребенок. Но это совсем не так. В поселении живут семьи, где нет приемных детей. Это вовсе не обязательное условие для того, чтобы «осесть» в Китеже. Как объяснили мне приемные родители – когда ты живешь среди детей, к этому быстро привыкаешь, и жизнь без детей кажется уже пустой и неполноценной. Тут созданы идеальные условия для того, чтобы родители брали себе в семью детей. В поселке действует школа приемных родителей (куда, кстати, могут обратиться те, кто хочет взять ребенка в семью или кто уже столкнулся с трудностями воспитания приемных детей). В Китеже родители не остаются один на один с приемным ребенком. Им всегда готовы прийти на помощь – педагоги, психологи, приемные родители, прошедшие через такие же трудности. Все приемные мамы, которые взяли в семью по 2-3 ребенка, на мой вопрос: взяли бы вы в семью столько детей в условиях городской квартиры – однозначно ответили: НЕТ!
Как попадают в Китеж дети и взрослые?
Мария Щурова, учитель русского языка и литературы в школе «Китежа», мама четверых детей: «Мы берем в Китеж не каждого ребенка. Мы смотрим, насколько он нам подходит. Что значит – подходит? За эти 20 лет в Китеже создалась некая творческая среда. Нам важно, чтобы в ребенке был не убит интерес к миру. Иначе наша жизнь для него будет просто каторгой. Да, ребенок может быть двоечником, троечником, абсолютным шалопаем, но эта искра в нем, интерес к жизни должны быть живы. Когда к ребенку приходят в детский дом потенциальные родители, он начинает демонстрировать социально-желательное поведение. Все дети понимают, что к ним приходят родители, которые ищут себе ребенка. Дети начинают вести себя не естественно, а так, чтобы понравиться потенциальным родителям. Чтобы их выбрали. Их выбирают, часто опираясь на умело созданную иллюзию: самый умный, самый послушный, самый-самый. А дома в семье с течением времени они начинают себя вести привычно, сложно, что часто становится причиной возврата в детский дом.
Мы считаем, что у нас самый гуманный способ знакомства с детьми. Мы не играем в эти игры. Мы стараемся максимально уйти от быстрых решений. В Китеже очень хорошо поставлены ролевые игры. Это театрализованный спектакль с сюжетом, который длится несколько дней, где дети играют определенные роли. Летом у нас проводятся масштабные игры, в которых принимает участие от 50 до 100 человек. И мы приглашаем детей из детских домов на ролевые игры. Наша система позволяет ребенку присмотреться к Китежу. Мы же не просто в семью берем ребенка, мы берем его в систему, и довольно необычную. И ребенок должен иметь представление, куда он едет, чтобы не обмануться.
И родителям нужно присмотреться к ребенку. Для этого нужно какое-то буферное место, где дети чувствовали бы себя естественно, им не приходилось бы играть. Мы приглашаем детей на ролевые игры – просто поиграть. Дети приезжают с воспитателями. И некоторые сразу начинают интересоваться – а что это за место, а как здесь остаться? Для нас очень важно, чтобы ребенок проявил желание. Но бывает и по-другому. Иногда нам звонят из детского дома и говорят: у нас есть такой классный ребенок, нам кажется, что это прямо ваш! Мы его приглашаем к нам, например, на недельку в гости, без каких-либо обещаний. Наши последние гости, уезжая, просто рыдали: мы не хотим уезжать! Оставьте нас тут! Мы собрали совет, поговорили со взрослыми. И нашлась семья, которая захотела взять этих ребят. Они остались в Китеже.
У меня трое приемных детей. И я с уверенностью могу сказать, что в городе я бы даже одного ребенка не взяла к себе!
- А как к вам попадают взрослые?
Если человек что-то прочитал о нас, ему захотелось к нам приехать, мы приглашаем сначала на 3 дня. Если человек адекватный, нам нравится – мы приглашаем его на неделю. Потом на месяц. Потом мы уже всем коллективом принимаем решение, хотим ли мы, чтобы этот человек остался с нами. Найдет ли этот человек здесь свое место. Сможет ли человек общаться в коллективе, будет ли он достаточно гибким, чтобы принять новые для себя правила жизни.
- Маша, у вас тут очень хорошо. Красивая природа, уютные дома, очень интересная жизнь. Но неужели никто из подростков не хочет отсюда уехать? Раздвинуть границы, попробовать что-то запретное?
Об этом лучше спросить моего 15-летнего сына.
- Максим, тебе нравится тут?
- (удивленно) Да, конечно!
- А тебе бы не хотелось уехать, например, в Калугу или в Москву?
- А зачем?
- Ну, например, сходить в ночной клуб, оторваться…
- Хм… Оторваться в ночном клубе? Честно говоря, звучит как-то совсем неинтересно.
- А что тебе интересно?
- Вот у нас ролевые игры летом проходят – это интересно. Мы в Санкт-Петербург ездили. Это интересно. Поход на байдарках – интересно. В Англии мы были - это интересно. А ночной клуб в городе - нет, не интересно.
Тут я была вынуждена признать свое поражение. Походы на байдарках и поездки в Англию, конечно, никаким образом не могут конкурировать с походом в ночной клуб.
Новая школа
О таком образовании, которое получают юные китежане, городские дети (точнее – их родители) могут только мечтать! Занятия начинаются в 9 утра (жизнь у китежских детей очень интересная и насыщенная, перед занятиями надо хорошо выспаться и отдохнуть). Классы, в которых занимаются несколько детей, сильнейшие педагоги. Английский преподают носители языка. Сейчас английский язык преподает шотландец Эндрю, который приехал в Китеж волонтером на несколько месяцев и… живет уже 8 лет!
Игровые комнаты. Классы, оборудованные по последнему слову техники – современные компьютеры с сенсорными экранами, интерактивные доски, ручки без чернил. Такое встретишь не в каждой частной школе в городе! В 2014 году выпускник Китежа поступил в МГУ, набрав 100 из 100 баллов. Но в данный момент в Китеже нет отдельного здания школы. Дети обучаются по домам. Занятия проходят в уютной семейной атмосфере. И это хорошая терапия для детей, которых забирают из ужасных обстоятельств, вытаскивают из страшных историй. Но существующих классов уже не хватает, поэтому в Китеже сейчас строится новая школа.
Дмитрий Морозов, основатель Китежа: «В школе сейчас обучаются 40 детей, а могут обучаться 80. Такое терапевтическое сообщество, как Китеж, нужно детям, потерявшим родителей, попавшим в кризисные ситуации с родными родителями, детям, бросившим школу и страдающим компьютерной зависимостью. Нам нужно здание нового учебного центра, чтобы наша помощь охватила не десятки, а сотни детей, которые в ней нуждаются».
Евгения Ряжская, приёмная мама, учитель русского языка и литературы в Китежской школе: «Школа в Китеже существует с 1995 года. Школа лицензированная муниципальная, с настоящим аттестатом. Преподавание ведется по домам. В некоторых домах Китежа оборудованы классы. Китежу в этом году уже 22 года, мы развиваемся и растем, не стоим на месте. У нас появляется больше детей. Мы уже физически не помещаемся в существующие классы. Если раньше в классах у нас было по 2 ребенка, то сейчас уже по 13 учеников. У нас нет зала для занятий танцами, физкультурой. Центр, который мы сейчас строим, это не просто школа. Там будут открыты мастерские, театр, танцевальный зал, помещения для занятий в кружках. В 2013 году мы создали Фонд поддержки воспитательной и образовательной деятельности «Благодарность» для помощи в строительстве центра. Именно благодаря работе фонда нам удалось начать строительство - залить фундамент, возвести стены. Сейчас мы достраиваем крышу. Следующий этап – внутренняя отделка начальной школы. Если нам удастся завершить отделочные работы до конца ноября, это будет настоящее новогоднее чудо для наших малышей!»
Строящееся здание школы в Китеже
Как можно помочь Китежу:
Перевести деньги на строительство нового Образовательного Центра для наших детей. Реквизиты фонда: Фонд поддержки воспитательной и образовательной деятельности «БЛАГОДАРНОСТЬ». Назначение платежа: Пожертвование на благотворительную программу по созданию образовательного центра «Китеж 53»
Директор: Шестаковский Даниил Александрович
Юридический адрес: 141207, Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 3, пом. 2
ОГРН: 1145000000045
ИНН/КПП: 5038998690/503801001
ОКТМО: 46647101001
ОКВЭД: 65.12 Прочее денежное посредничество
Расчетный счет: 40703810400020400798 в АКИБ «ОБРАЗОВАНИЕ» (ЗАО), г. Москвы
Корреспондентский счет: 30101810900000000676
БИК: 044579676
Учитель английского языка шотландец Эндрю пытается поужинать в столовой. Его облепили дети с вопросами по домашнему зананию
Уголок столовой
Кабинет информатики на первом этаже жилого дома
Роликовые коньки для всех китежских детей
Фотографии – Сергей Фетискин