Китеж – это уникальный проект, не имеющий аналогов ни в Калужской области, ни во всей России. Поселок приемных семей, который за 22 года существования разросся до двадцати жилых домов, тут также есть своя ферма, здание школы (в которой, кстати, преподают три кандидата наук). В каждом доме живет семья, где приемные родители являются одновременно педагогами.

Поселок приемных семей Китеж

В Китеже есть своя школа, просторная столовая, детский сад, свой театр, газета. Летом в поселке проводятся масштабные ролевые игры. Этакий дивный, новый мир, который китежане сотворили своими руками. Многодетным мамам (а в большинстве семей в поселке по 2-3 приемных ребенка) не нужно беспокоиться о готовке - в столовой на все население поселка готовится завтрак, обед и ужин. Не нужно думать, чем занять ребенка (кстати, примечательно, что ни в одном доме нет телевизора!) – весь день в Китеже заполнен с утра и до вечера разнообразной интересной деятельностью (репетиции, кружки, ролевые игры, турниры). Я пробыла в поселении 2 дня, и меня не покидало ощущение, что я нахожусь в элитном пионерском лагере.

Китеж

Может показаться, что пропуском в этот замечательный мир является приемный ребенок. Но это совсем не так. В поселении живут семьи, где нет приемных детей. Это вовсе не обязательное условие для того, чтобы «осесть» в Китеже. Как объяснили мне приемные родители – когда ты живешь среди детей, к этому быстро привыкаешь, и жизнь без детей кажется уже пустой и неполноценной. Тут созданы идеальные условия для того, чтобы родители брали себе в семью детей. В поселке действует школа приемных родителей (куда, кстати, могут обратиться те, кто хочет взять ребенка в семью или кто уже столкнулся с трудностями воспитания приемных детей). В Китеже родители не остаются один на один с приемным ребенком. Им всегда готовы прийти на помощь – педагоги, психологи, приемные родители, прошедшие через такие же трудности. Все приемные мамы, которые взяли в семью по 2-3 ребенка, на мой вопрос: взяли бы вы в семью столько детей в условиях городской квартиры – однозначно ответили: НЕТ!

Дом в Китеже

Как попадают в Китеж дети и взрослые?


Мария Щурова, учитель русского языка и литературы в школе «Китежа», мама четверых детей: «Мы берем в Китеж не каждого ребенка. Мы смотрим, насколько он нам подходит. Что значит – подходит? За эти 20 лет в Китеже создалась некая творческая среда. Нам важно, чтобы в ребенке был не убит интерес к миру. Иначе наша жизнь для него будет просто каторгой. Да, ребенок может быть двоечником, троечником, абсолютным шалопаем, но эта искра в нем, интерес к жизни должны быть живы. Когда к ребенку приходят в детский дом потенциальные родители, он начинает демонстрировать социально-желательное поведение. Все дети понимают, что к ним приходят родители, которые ищут себе ребенка. Дети начинают вести себя не естественно, а так, чтобы понравиться потенциальным родителям. Чтобы их выбрали. Их выбирают, часто опираясь на умело созданную иллюзию: самый умный, самый послушный, самый-самый. А дома в семье с течением времени они начинают себя вести привычно, сложно, что часто становится причиной возврата в детский дом.

Мы считаем, что у нас самый гуманный способ знакомства с детьми. Мы не играем в эти игры. Мы стараемся максимально уйти от быстрых решений. В Китеже очень хорошо поставлены ролевые игры. Это театрализованный спектакль с сюжетом, который длится несколько дней, где дети играют определенные роли. Летом у нас проводятся масштабные игры, в которых принимает участие от 50 до 100 человек. И мы приглашаем детей из детских домов на ролевые игры. Наша система позволяет ребенку присмотреться к Китежу. Мы же не просто в семью берем ребенка, мы берем его в систему, и довольно необычную. И ребенок должен иметь представление, куда он едет, чтобы не обмануться.

И родителям нужно присмотреться к ребенку. Для этого нужно какое-то буферное место, где дети чувствовали бы себя естественно, им не приходилось бы играть. Мы приглашаем детей на ролевые игры – просто поиграть. Дети приезжают с воспитателями. И некоторые сразу начинают интересоваться – а что это за место, а как здесь остаться? Для нас очень важно, чтобы ребенок проявил желание. Но бывает и по-другому. Иногда нам звонят из детского дома и говорят: у нас есть такой классный ребенок, нам кажется, что это прямо ваш! Мы его приглашаем к нам, например, на недельку в гости, без каких-либо обещаний. Наши последние гости, уезжая, просто рыдали: мы не хотим уезжать! Оставьте нас тут! Мы собрали совет, поговорили со взрослыми. И нашлась семья, которая захотела взять этих ребят. Они остались в Китеже.

У меня трое приемных детей. И я с уверенностью могу сказать, что в городе я бы даже одного ребенка не взяла к себе!



- А как к вам попадают взрослые?

Если человек что-то прочитал о нас, ему захотелось к нам приехать, мы приглашаем сначала на 3 дня. Если человек адекватный, нам нравится – мы приглашаем его на неделю. Потом на месяц. Потом мы уже всем коллективом принимаем решение, хотим ли мы, чтобы этот человек остался с нами. Найдет ли этот человек здесь свое место. Сможет ли человек общаться в коллективе, будет ли он достаточно гибким, чтобы принять новые для себя правила жизни.

Храм в Китеже

- Маша, у вас тут очень хорошо. Красивая природа, уютные дома, очень интересная жизнь. Но неужели никто из подростков не хочет отсюда уехать? Раздвинуть границы, попробовать что-то запретное?

Об этом лучше спросить моего 15-летнего сына.

- Максим, тебе нравится тут?
- (удивленно) Да, конечно!
- А тебе бы не хотелось уехать, например, в Калугу или в Москву?
- А зачем?
- Ну, например, сходить в ночной клуб, оторваться…
- Хм… Оторваться в ночном клубе? Честно говоря, звучит как-то совсем неинтересно.
- А что тебе интересно?
- Вот у нас ролевые игры летом проходят – это интересно. Мы в Санкт-Петербург ездили. Это интересно. Поход на байдарках – интересно. В Англии мы были - это интересно. А ночной клуб в городе - нет, не интересно.


Тут я была вынуждена признать свое поражение. Походы на байдарках и поездки в Англию, конечно, никаким образом не могут конкурировать с походом в ночной клуб.



Новая школа


О таком образовании, которое получают юные китежане, городские дети (точнее – их родители) могут только мечтать! Занятия начинаются в 9 утра (жизнь у китежских детей очень интересная и насыщенная, перед занятиями надо хорошо выспаться и отдохнуть). Классы, в которых занимаются несколько детей, сильнейшие педагоги. Английский преподают носители языка. Сейчас английский язык преподает шотландец Эндрю, который приехал в Китеж волонтером на несколько месяцев и… живет уже 8 лет!

Игровые комнаты. Классы, оборудованные по последнему слову техники – современные компьютеры с сенсорными экранами, интерактивные доски, ручки без чернил. Такое встретишь не в каждой частной школе в городе! В 2014 году выпускник Китежа поступил в МГУ, набрав 100 из 100 баллов. Но в данный момент в Китеже нет отдельного здания школы. Дети обучаются по домам. Занятия проходят в уютной семейной атмосфере. И это хорошая терапия для детей, которых забирают из ужасных обстоятельств, вытаскивают из страшных историй. Но существующих классов уже не хватает, поэтому в Китеже сейчас строится новая школа.

Дмитрий Морозов, основатель Китежа: «В школе сейчас обучаются 40 детей, а могут обучаться 80. Такое терапевтическое сообщество, как Китеж, нужно детям, потерявшим родителей, попавшим в кризисные ситуации с родными родителями, детям, бросившим школу и страдающим компьютерной зависимостью. Нам нужно здание нового учебного центра, чтобы наша помощь охватила не десятки, а сотни детей, которые в ней нуждаются».

Евгения Ряжская, приёмная мама, учитель русского языка и литературы в Китежской школе

Евгения Ряжская, приёмная мама, учитель русского языка и литературы в Китежской школе: «Школа в Китеже существует с 1995 года. Школа лицензированная муниципальная, с настоящим аттестатом. Преподавание ведется по домам. В некоторых домах Китежа оборудованы классы. Китежу в этом году уже 22 года, мы развиваемся и растем, не стоим на месте. У нас появляется больше детей. Мы уже физически не помещаемся в существующие классы. Если раньше в классах у нас было по 2 ребенка, то сейчас уже по 13 учеников. У нас нет зала для занятий танцами, физкультурой. Центр, который мы сейчас строим, это не просто школа. Там будут открыты мастерские, театр, танцевальный зал, помещения для занятий в кружках. В 2013 году мы создали Фонд поддержки воспитательной и образовательной деятельности «Благодарность» для помощи в строительстве центра. Именно благодаря работе фонда нам удалось начать строительство - залить фундамент, возвести стены. Сейчас мы достраиваем крышу. Следующий этап – внутренняя отделка начальной школы. Если нам удастся завершить отделочные работы до конца ноября, это будет настоящее новогоднее чудо для наших малышей!»


Строящееся здание школы в Китеже

Как можно помочь Китежу:


Перевести деньги на строительство нового Образовательного Центра для наших детей. Реквизиты фонда: Фонд поддержки воспитательной и образовательной деятельности «БЛАГОДАРНОСТЬ». Назначение платежа: Пожертвование на благотворительную программу по созданию образовательного центра «Китеж 53»

Директор: Шестаковский Даниил Александрович
Юридический адрес: 141207, Московская обл., г. Пушкино, Московский пр-т, д. 3, пом. 2
ОГРН: 1145000000045
ИНН/КПП: 5038998690/503801001
ОКТМО: 46647101001
ОКВЭД: 65.12 Прочее денежное посредничество
Расчетный счет: 40703810400020400798 в АКИБ «ОБРАЗОВАНИЕ» (ЗАО), г. Москвы
Корреспондентский счет: 30101810900000000676
БИК: 044579676


Учитель английского языка шотландец Эндрю пытается поужинать в столовой. Его облепили дети с вопросами по домашнему зананию


Уголок столовой


Кабинет информатики на первом этаже жилого дома


Роликовые коньки для всех китежских детей

Фотографии – Сергей Фетискин