Прошло не так много времени, но ситуация изменилась. Детей начинают готовить в школу чуть ли не с рождения. Известная фраза Масару Ибуки «После трех уже поздно» звучит, как приговор. А на вопрос о том, умеет ли его пятилетний ребенок читать и считать хотя бы до двадцати, любой ответственный родитель гордо отвечает: «Конечно!».
Однако прежде чем выяснять, как нужно готовить ребенка к школе и как в результате определять его готовность к ней, давайте разберемся, что такое школа.
Согласно Википедии, школа – это «учебное заведение для получения общего образования» (то есть не профессионального и не специального). В привычном для нас понимании, школа – это заведение, где людям дают базовые знания об окружающем мире, обучают навыкам чтения, счета и письма. Для чего? Ответы могут быть разными.
Общепринятый вариант – для возможности получения хорошего образования в дальнейшем, поступления в престижный вуз, успешного овладения выбранной профессией. В конце концов, посещение школы в нашей стране (да и в большинстве цивилизованных стран мира) является обязательным, и право на бесплатное образование закреплено законом «Об образовании».
Другой возможный ответ на вопрос, зачем посещать школу, состоит в том, что она представляет собой очередной этап социализации ребенка (знания можно получить и дома) и готовит его к дальнейшей жизни в человеческом коллективе.
Существует также мнение о том, что школа призвана не дать человеку знания, а научить его получать их – разыскивать, осмысливать и усваивать с пользой для себя.
Все больше людей задумываются о том, а нужна ли школа в ее привычном понимании. При современном развитии науки и технологий, человеку нет необходимости самостоятельно решать академические и исследовательские задачи. Да здравствует компьютер и Интернет! Ребенку достаточно включить калькулятор или компьютер, чтобы решить любой пример; ему необязательно запоминать большой объем знаний из разных областей наук, потому что буквально со своего мобильного телефона, смартфона или планшета он может найти ответы на интересующие его вопросы в Интернете. Читать, безусловно, нужно уметь. Но в огромном, бескрайнем потоке информации, который сваливается на голову современному человеку буквально отовсюду, важнее не уметь читать, а уметь усваивать только нужное, отсеивая лишнее.
Известный ученый-педагог Сумата Митра в своей речи на вручении ежегодной премии частного некоммерческого фонда TED в 2013 году «за желание изменить мир» высказал тезис о том, что современная система школьного обучения, созданная в эпоху римской колонизации и усовершенствованная в викторианский период, в ее нынешнем состоянии устарела. По мнению ученого, она не отвечает потребностям общества, так как создает людей, устойчивых к агрессивным воздействиям внешней среды, но при этом обладающих одинаковым уровнем знаний и менталитетом и мыслящих стандартно. Согласно доводам ученого, никто из нас не может с уверенностью сказать, какие профессии и навыки будут востребованы даже в недалеком будущем, но все они так или иначе будут связаны с Интернетом. А значит, и современная школа должна постепенно приспосабливаться к предстоящим изменениям. Специалисты со стандартным мышлением и повышенной выживаемостью едва ли будут востребованы в будущем. Более важными станут навыки преобразования информации, эффективного поиска решения проблем.
В своем докладе Сугата Митра рассказывал о многочисленных педагогических экспериментах, проведенных им в процессе изучения влияния компьютеризации на современную жизнь и школу. Согласно его исследованиям, любой любознательный ребенок, вооруженный минимальными знаниями компьютера и Интернета, а также окруженный ровесниками-единомышленниками, способен решить абсолютно любую поставленную перед ним задачу (даже если она находится за пределами его понимания и кругозора), причем без участия взрослого педагога.
Митра утверждает, что педагог в условиях, описанных выше, необходим лишь для выполнения трех функций:
- грамотного, тактичного «понижения градуса» дискуссии, которая неизменно возникает у детей в процессе решения проблемы;
- несложной формализации выводов при помощи обычных уточняющих вопросов, например «как ты это сделал?» и «что происходит дальше?»
- щедрой похвалы.
Современная российская школа, к сожалению, пока далека от революционных западных технологий обучения. Уровень компьютеризации школ растет, компьютерная грамотность учителей повышается; но пройдет еще немало лет, прежде чем количественные изменения перейдут в качественные, и можно будет говорить о «школе в облаках», предлагаемой Сугатой Митрой. Объективности ради замечу, что некоторые российские школы и педагоги уже давно работают, частично основываясь на принципах, которые озвучил ученый: самостоятельная коммуникация учеников в поисках решения проблемы, поставленной педагогом. На этих принципах основывается образовательная методика «Школа 2100», вызывающая горячие споры педагогов и родителей. Однако о применении «облачных технологий» в этой концепции пока речь не идет.
Основываясь же на революционных выводах Митры, можно предположить, что успешному ученику школы будущего понадобятся следующие знания и навыки:
- живой интерес к окружающей действительности, любознательность, умение правильно задавать вопросы на интересующие темы;
- хорошая память, способность быстро и эффективно усваивать большое количество информации;
- умение выстраивать логические цепочки, выявлять взаимосвязи и закономерности, делать выводы на основании имеющихся данных;
- коммуникативные навыки – умение спорить без агрессии, смело выдвигать гипотезы, аргументировать их, интерес к мнению собеседника, доброжелательность;
- знание компьютера и Интернета на уровне активного пользователя.
Как бы ни происходило развитие педагогической науки в ближайшие десять-пятнадцать лет, оглянитесь вокруг, и вы всюду найдете подтверждение выводам Сугаты Митры. А значит, если вы видите в своем ребенке описанные выше качества, способности и навыки, то к школе он готов. Всему остальному научится уже там – традиционно, с педагогом, или самостоятельно – «в облаках».
Фото - фотобанк Лори