Неблагодарное это занятие – подарки выбирать! Все мы настолько разные, что угодить даже самому близкому человеку «со 100%-ной гарантией» невозможно. Можно, к счастью, угадать. Если же интуиция – не ваше сильное звено, то рассуждайте, наблюдайте, анализируйте, советуйтесь и НЕ покупайте подарки из списка ниже.
1. Неприятные мелочи
В преддверии новогодних торжеств и покупательского ажиотажа полки наших магазинов заполняются мелочами «около-китайского» происхождения и соответствующего качества. В этом году пальма первенства, естественно, принадлежит обезьяне, но не отстают от нее различные лягушки, совы, змеи, кошельки, драконы, будды и иже с ними символы материального достатка, удачи и благополучия. Купить керамическую обезьянку с высунутым (предположительно, от избытка счастья) языком – для человека, которому не представляете, что дарить, конечно, можно. Но будьте уверены – ваш адресат доволен не будет. Начнем с того, что не все верят в чуждую нам символику (подкова или домовой нашей культуре и то ближе, чем пресмыкающиеся и земноводные). Основная же причина в том, что ваш адресат будет вскоре ломать голову над тем, куда этот подарок деть. Пылесборников на полках и так хватает, выкинуть страшновато – вдруг символ «обидится»… Если речь о символе китайского Нового года – так он вообще в последующие 12 лет не понадобится… Не подарок, а маленький чемодан без ручки. Зачем все эти сложности?
Из той же «оперы»: хрустальные вазочки, фарфоровые и стеклянные фигурки, мягкие игрушки (особенно если в доме нет маленьких детей).
Нюанс: если речь о чем-то дорогом или эксклюзивном, а также о качественном хэнд-мейде, то такой подарок можно рассмотреть.
2. Подарки с подтекстом
Казалось бы, что плохого в косметическом наборе, креме для лица или туалетной воде, особенно дорогой? Многое. Во-первых, это предметы индивидуальные – кремы для лица выбираются по типу и состоянию кожи; гели для душа покупаются «для души», под текущее настроение; туалетную воду мы стараемся подобрать «под себя», с учетом характера, внешности и предпочтений. Где гарантия, что, выбрав такой подарок, вы попадете в точку? А уж если попытаетесь, то можно только хуже сделать. Так, антицеллюлитные, антивозрастные кремы, средства от акне, подобранные с благой целью, намекнут (а точнее, прокричат) адресату, как очевидна для окружающих его проблема. Антиперспирант посмеется ему в лицо – ты плохо пахнешь! Вариант еще сомнительнее – дешевый парфюм с ближайшего рынка. Утешает только то, что такой подарок точно пригодится – в качестве туалетного освежителя.
Нюанс: если вы точно знаете о предпочтениях получателя подарка, или он сам вам этот подарок «заказал», то смиритесь с отсутствием эффекта «ух ты!» и покупайте.
3. В хозяйстве пригодится
Каждая из нас хотя бы раз в жизни получала в подарок кружки, полотенца, постельное белье. Вот только какой же это подарок, если полученные предметы не поднимают настроение, а навевают скуку? Да и куда ставить 25-ю кружку, если в семье вас трое? Особо практичные дарители вручают средства для уборки дома, освежители воздуха, электрочайники, кухонную утварь и прочее. Непроизвольно возникает вопрос: у меня в доме так грязно, или вам тарелка не понравилась, из которой вы праздничный салат в прошлом году ели?
Из той же «оперы»: носки, халаты, футболки.
Нюанс: для некоторых из нас экономический кризис, о котором только ленивый не прокричал с экранов телевизоров и компьютеров, - не пустой звук, а неприятная реальность. Если вы расцениваете практичный подарок как материальную помощь в час нужды, точно знаете, что нужда в нем есть, и уверены, что адресат не обидится, - то можно рискнуть.
4. Зверье мое
Этот котяра – просто прелесть! К тому же он породистый, с родословной и с паспортом. Где ваша благодарность? Люди, которые горячо и страстно любят кошек, собак и белых крыс, не всегда осознают, что их привязанность разделяют не все. Даже если ваш адресат – человек не злой и животных теоретически любит, это не значит, что он или она готова взять на себя ответственность за живое существо и постоянно жить с ним под одной крышей со всеми вытекающими. Даже если ваш получатель однажды при вас воскликнул что-то в духе «Миляга! А я никак не решусь…», это не значит, что вы должны помочь ему решиться. Хуже, чем живность в подарок, может быть только живность экзотическая. Мадагаскарские тараканы или «ароматные» морские свинки едва ли приведут в восторг того, кому будут адресованы.
Из той же «оперы»: комнатные растения в горшках.
Нюанс: если вы заводчик породистых кошек, и ваш лучший друг копит деньги как раз на британцев, в точности как те, что недавно у вашей кошки родились, - то отличный получится подарок!
5. Новогодняя атрибутика
Елочные игрушки – это и красиво, и пригодится, и «в тему». Вот только елка уже две недели у вашего получателя стоит нарядная, так зачем в канун нового года дарить на нее игрушки? Подарок в лучшем случае пролежит целый год. Если же ваш получатель мнителен, то может и обидеться: принеся в дом елочные игрушки, вы намекнете, что его елка недостаточно хороша.
Нюанс: если украшение на елку сделано своими руками (и они у вас золотые) или руками ребенка (а он получателем очень любим), то подарок уже не назовешь неудачным.
6. Привет из прошлого столетия
Все знают, что книга – лучший подарок. Не все знают, что а) так было до появления электронных книг; б) не во всякой квартире сохранились книжные полки; в) не всякую книгу стоит дарить; г) многие из нас предпочитают выбирать книги самостоятельно. Хорошо еще, если речь о подарочных изданиях классики, а ваш получатель – ценитель антиквариата и отличает Толстого от Тургенева. Но издания вроде «Стань богаче на миллион за 5 минут», «Автотюнинг для чайников» и «Как найти вторую половину в ночном клубе» - точно под запретом.
Из той же «оперы»: настенные бумажные календари, фотоальбомы или рамки для фото, репродукции картин.
Нюанс: если у вашего адресата еще нет электронной «читалки», то такому подарку он будет рад. Если же есть, и пользуется ею он регулярно, то вручите подарочный сертификат в магазин электронных книг.
7. Твори добро
Относительно недавно стало модным дарить благотворительное пожертвование от имени получателя (в виде сертификата или благодарственного письма). Подарок, мягко говоря, спорный. Причинение добра ближнему должно быть делом добровольным и самостоятельным. Да и почему вы думаете, что ваш получатель сам за год сделал мало добра людям?
8. Бессмертная классика
Речь о дорогом алкоголе и конфетах. Скучно, скучно, скучно… Еще хуже – если ваш адресат воздерживается от спиртного и сидит на диете. К тому же вспомним правила хорошего тона, которые обязывают получателя тут же раскупорить бутылку и открыть конфеты, а затем предложить их вам. Так кому подарок?
Нюанс: На бутылку можно прикрепить бирку «Не открывать до 1 января!», а конфеты могут стать приятным дополнением к другому подарку.
Не утихают споры о таком подарке, как деньги. Это банально, - говорят одни. Это скучно, - другие. Это указывает на отсутствие фантазии и желания радовать, - утверждают третьи. Это практично, - поет бард в рекламе. Это индивидуально, - скажем мы. Если ваш адресат очень капризен или разборчив, а вы действительно хотите его порадовать, но не знаете как, то почему бы не дать ему возможность порадовать себя самому (но с добрым словом в ваш адрес)?
«Подарки» хуже некуда:
- сертификат на звезду;
- нижнее и корректирующее белье;
- сексуальная или религиозная атрибутика;
- передаренные корпоративные сувениры с места работы дарителя (футболки и ручки с фирменной символикой);
- подарочный сертификат на сумму меньшую, чем цена самой дешевой услуги или товара;
- весы с изображениями животных вместо цифр;
- сертификат на бразильскую депиляцию;
- бывшие в употреблении вещи.
Языком цифр
- В 2011 году исследовательский центр рекрутингового портала Superjob провел опрос о предпочтениях своих пользователей в отношении подарков. Оказалось, что 7% респондентов не хотят получать сувениры, 5% - свечки, 3% не придут в восторг от носков, 2% не обрадуются парфюмерии, сладостям, косметике и посуде. Книги, одежда и игрушки – в опале у 1% участников опроса. Утешает только то, что 36% респондентов признают, что лучше получить хоть какой-то (даже неудачный) подарок, чем остаться совсем без подарка.
- Компания MasterCard провела в 2014 году общеевропейское исследование о любви и нелюбви к подаркам. Оно показало, что 47% участников готовы обидеться на денежный подарок, а 12% могут даже ссору из-за него затеять. Впрочем, 88% россиян деньги стараются не дарить и тщательно продумывают подарки, 82% стремятся сделать их индивидуальными. Что до неудачных подарков, то 6 из 10 участников опроса признавались, что когда-либо получали такие подарки, и объясняли их тем, что даритель плохо их знал (43%) или покупал подарки в последний момент (28%).
Фото - фотобанк Лори