Статичный отдых на берегу Красного моря с его фантастическим подводным миром оказался мал, как бывают малы летние штанишки для вытянувшихся за год детей. Моим детям было скучно. Да, были их сверстники - подростки, волейбол, дискотеки, тусовка, но чего-то не хватало…

А тут еще неправдоподобно высокий курс валюты. Взор и обратился на матушку Россию. И тогда был выбран Южный Урал. Конно-водный маршрут на 12 дней.

.

Почему Урал?

Есть Алтай, Байкал, Куриллы… Там природа еще более нереальна в своей первозданности. Почему Южный Урал? Ответ прост - самый экономичный перелет и тур.

К чему эти заметки? К тому, что увезла я одних детей-подростков, а привезла других, повзрослевших. То, что я долгие годы в них воспитывала, здесь на природе решалось на счет «раз», без моих усилий и руководства. Здесь воспитывает коллектив и обстоятельства.

О коллективе

Наша группа состояла из 15 человек от 14 до 46 лет. Средний возраст 20 - 30 лет. Менялись инструктора и состав участников. Кто-то брал только конный пятидневный тур и «сходил» с дистанции, кто то «пришел» только на водную часть. На стоянках иногда  пересекались с туристами других маршрутов. Было с кем пообщаться и кого послушать.

Установка

На все время отдыха я самоустранилась. Позволила себе замолчать, прекратив поток указаний-просьб: «Доешь кашу, сложи вещи, убери мусор…» Я приехала на отдых, любоваться красотами и испытывать дозволенный экстрим. А дети… не умрут они без моих «ценных» указаний. Они весь день на моих глазах.

Трудотерапия

Вот плюсы, которые я пожинала. Дети утром вставали легко – иначе останешься без завтрака. Капризов по поводу «это есть не буду» не было. Не хочешь, не ешь. Но как ты будешь скакать на голодный желудок четыре часа? Уплеталось все, и оставался вопрошающий взгляд на котелок: «А можно добавки?»

Палатки собирались и разбирались детьми самостоятельно. Не хотелось им выглядеть «малышами-слабаками» в глазах группы. Вечером они были на подхвате: поднести воды, наколоть дров, помочь натянуть тент… Они чувствовали себя нужными, самостоятельными, взрослыми. Все это происходило не потому что надо, а потому, что эти бытовые действия сопровождались общением, разговорами, шутками, здоровым подтруниванием. Был  общий позитивный настрой на совместное действие.

Мы стремимся приучить детей к труду, говорим, объясняем, доказываем. В походе этому нет места, работают обстоятельства. Ты можешь не грести на катамаране, но он тогда не поплывет. Ты можешь не сушить мокрые кроссовки, но тогда завтра в них весь день будет чавкать вода. Можешь затолкать кое-как вещи в рюкзак, но когда понадобится дождевик или фонарик, ты их не найдешь.

Хорошо работает принцип: «Тебе надо – пойди и сделай». Холодно сидеть у костра – подбрось дров, затекает вода в палатку – поправь тент, не на чем сидеть – сооруди себе сиденье…

Смена ценностей

Естественным образом произошла смена ценностей. Конечно, материальные блага не ушли, но стала важна не марка одежды, а ее функциональность. Гаджеты тоже отчасти потеряли свою значимость, так как не ловили сигналов. На первое место вышли человеческие качества: общительность, позитивный настрой, талант рассказчика, обладание определенными знаниями и навыками, умение быстро принимать решение и брать ответственность на себя. В фаворе было умение гасить назревающее недовольство, прелюдию зарождающего конфликта, умение подвигнуть людей на совместное действие, увлечь. И оказалось, что лидером стала двадцатидвухлетняя девушка, наш инструктор, которую беспрекословно слушались и те, кто в два раза был ее старше, благодаря ее солнечному характеру и умению ладить с людьми.

Чужие взрослые

Дети в обыденной жизни общаются преимущественно со взрослыми, которых надо слушаться. Это либо родственники, либо преподаватели. Здесь новая для них группа – просто взрослые, которые ничему не учат и ничего не навязывают. И получается обратный эффект, дети ловят каждое их слово.

Сын и дочь сторонились принимать участие во взрослых разговорах, смущались. Но внимательно слушали и, несомненно, делали выводы, потом наедине меня расспрашивая, что-то уточняя. Они активно принимали участие в спортивных и словесных играх. Чувствовали себя наравне, что поднимало их самооценку.

«Быть наравне со взрослыми» - лейтмотив подросткового поведения. Мужчины подкачивают катамараны или растапливают баню на берегу, сын тусуется там же, помогая.

Женская половина готовит ужин, дочь старательно стругает морковь и огурцы, считая, сколько банок тушенки следует открыть.

Обучающий материал. Житейские истории

Много было рассказано-пересказано на вечерних посиделках у костра и в приватной беседе на берегу реки.

Сын загорелся получить права и сесть за руль (естественно, собственного) автомобиля («Надо подумать, как заработать денег», - сказал он мне) после захватывающего рассказа супружеской четы, как они путешествовали по Монголии и нашим бывшим союзным республикам на автомобиле.

До дочери, наконец, дошло, для чего нужно учить английский язык. В нашей группе было пять человек, легко изъясняющихся на нем. И это не были голословные утверждения, что «надо», это были живые истории. Особенно  дочь поразил рассказ девушки, чья мама стала изучать английский вместе с ней в пять лет. Произношение ставили аудио кассеты, которые постоянно слушались вместо радио по 6-8 часов в день, и иностранцы - студенты, которых мама селила в их небольшой квартирке, чтобы дочь могла общаться с носителями языка. В результате к 26 годам  девушка – топ-менеджер крупного американского холдинга с перспективой работы в Эмиратах.

Итоги

За относительно короткий промежуток времени дети, кроме практических эксклюзивных навыков (как седлать лошадь и связывать между собой катамараны) научились и вполне тривиальным вещам, которые пригодятся и в повседневной жизни. Они расширили свой кругозор благодаря общению с самыми разными людьми. Каких профессий здесь только не было!

Общение с большим количеством людей научили детей разбираться в психотипах. Они увидели, какие качества характера работают и приносят «дивиденды», а от каких стоит избавиться.

Тяжелые конные переходы и водные сплавы научили детей терпению, выносливости, сдержанности, контролю над эмоциями, умению работать в коллективе. Порой мне самой хотелось после девятичасовой гребли зареветь от изнеможения, но как я могу перед детьми?

Сын и дочь получили такой драйв от этой поездки! Столько экстрима было, что так обожают подростки. Галопом по полям, едва держась в седле; по колено в воде толкать катамаран через каменные пороги; ночные купания; лазание почти по отвесным скалам; а какая вкусная брусника на самой вершине горы! Пещеры с рисунками первобытных людей и раскатистым эхом…

Из треугольника в линейку

Мне эта поездка тоже дала многое. Я поняла, что только моя чрезмерная опека мешала детям становиться взрослыми. Мне представлялся треугольник, которым мы были, где вершиной была я. И вдруг этот треугольник вытянулся в линейку, мы расположились на одной прямой и стали равнозначными личностями. Возможно, это и есть суть воспитания.

Нет лучшего воспитательного  метода, чем совместное времяпровождение в формате активного действия.