Подобные инициативы появляются и во многих других регионах России, а в некоторых странах (например, США) ноутбуки уже давно используются в повседневной жизни. «Это очень удобно: не нужно носить с собой массу учебников и тетрадей, заменив их всего на одно устройство. Причем в отличие от учебника срок использования ноутбука не ограничивается только годом, – говорит Яков Архипенко, продакт-менеджер компании ASBIS по ноутбукам DELL, ведущего дистрибутора программного обеспечения, ноутбуков и других компьютерных продуктов. – Также с использованием ноутбука, подключенного к Интернету, появится возможность применять множество источников информации».
В связи с ростом интереса детей и их родителей к переносным компьютерам многие производители начали выпускать специально рассчитанные для них модели. Например, ноутбуки Dell InspironTM 1470 и 1570 благодаря компактным размерам легко помещаются в большинство сумок, оставляя при этом дополнительное свободное место, например, для тетрадей и учебников. Продолжительность работы ноутбука без подзарядки увеличена до 8 часов, чего хватит для любых занятий. На компьютерах установлена операционная система Windows® 7 Home Premium и новый базовый набор для работы Office Starter 2010.
Снабжать учеников ноутбукам логично одновременно с их учителями. «Школа не может быть наполовину электронной, а наполовину нет», – считает глава Татарстана Рустам Минниханов.
В республике в настоящее время реализуется программа обеспечения всех учителей Татарстана личными ноутбуками, которая завершится к 1 сентября 2011 года. Одновременно преподаватели проходят курсы подготовки для эффективного использования компьютеров в образовательном процессе.
«Электронизация» школы позволяет совершенно по-новому подходить к организации всей учебы. В частности, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пообещал президенту России, что к 2012 году все школы страны получат электронные версии журналов и дневников.
В некоторых учебных заведениях подобные нововведения уже действуют. Например, в школе № 47 Воронежа родители по персональному логину и паролю могут получить информацию об успеваемости своих детей. «Если у кого-то нет компьютера, мы делаем SMS-рассылку, – говорит директор школы Александр Галкин. – Родители звонят в школу, называют свои логин и пароль, и сообщения с оценками ребенка приходят им на телефон».
У школы также есть свой сайт в Интернете. Теперь если кто-то из учеников прогуливает занятия, родителей не вызывают «к директору», а просто общаются с ними через форум. В школе отмечают, что благодаря подобным инновациям дети стали более дисциплинированными.
В Норильске с 2010 г. стартовал пилотный муниципальный проект «Учимся в актировку» . Теперь ученики начальных классов трех школ в сильный мороз и непогоду будут учиться через Интернет. Чтобы дети не отставали от школьной программы, учителя готовят специальную учебную карточку по каждому уроку и размещают ее на сайте школы. Ребенок заходит на сайт и скачивает необходимый материал и таким образом получает домашнее задание. Оно содержит как теоретическую часть, так и задания для закрепления материала и контрольные вопросы. Если у ребенка дома нет Интернета, то диск с заданиями дают заранее. Нет компьютера – карточку выдают в распечатанном виде. Если такая система даст положительный результат, то к 2013 году ею будут пользоваться все норильские учебные учреждения.
Дальнейшая модернизация позволит сделать учебный процесс еще более эффективным и удобным. Например, в тульской школе «Возрождение» недавно стартовал проект внедрения «Интерактивной школы», реализуемый с помощью «Сбербанка».
В ходе его реализации учебные кабинеты объединят в единую локально-вычислительную сеть, а классы оборудуют специальными интерактивными досками. Они позволяют выводить на экран пояснительные материалы, графику, схемы и задания для учеников.
Выходить к доске теперь придется гораздо реже: специальный электронный планшет позволяет выводить информацию на нее прямо с рабочего места.
Подобные технологии не просто делают процесс обучения более удобным и увлекательным. Они формируют инновационный тип мышления, который настолько необходим нашей стране.