Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Музей неоновых вывесок в Варшаве: искусство или просто реклама?

Неожиданно и очень стремительно на туристической карте Варшавы возник новый объект – музей неоновых вывесок. Сюда стекаются посетители со всего мира, заворожённые культурой повседневности 60-х и 70-х годов.

Музей невелик – это тёмный заводской цех, может быть, размером с половину футбольного поля. Здесь располагается больше 200 исторических неоновых вывесок. Они размещены на стендах и они работают. Неоновые надписи горят белым, зелёным, красным или разноцветным светом, мягко освещая темноту зала: «Кино Гелиос», «Варшава» или даже польская версия «Гензель и Гретель», «Ясь и Малгося» – так называлось кафе, чья надпись когда-то искусно вилась на улице.

Теперь она висит со многими другими. Вывески расположены плотно, на расстоянии вытянутой руки: музею неона нужно пространство. Среди всех модных магазинов и шикарных ресторанов, расположившихся в «Сохо-Фабрике» – комплексе отслуживших своё кирпичных промышленных зданий на востоке польской столицы – Музей неона является вишенкой на торте, а также инсайдерским советом для туристов.

Каким-то образом мы попадаем в блоги о путешествиях и, похоже, являемся необычным учреждением, потому что информация распространяется, и к нам приезжают посетители из самых разных уголков мира, – говорит сотрудник музея Витольд Урбанович.

Урбановичу 32 года, по образованию журналист, добродушный парень, и он горит неоновой техникой, может часами рассказывать о каждом отдельном объекте. Например, красная светящаяся надпись «Berlin» в самом начале маршрута, с витиеватыми концами букв, как в цирке или вестерн-салоне. Как ни странно, это неоновая вывеска для магазина.

Именно этот объект стал первым экспонатом Варшавского Музея неона. Изначально, точнее, с 1975 года, надпись «Berlin» висела на главной артерии Варшавы, Маршалковской улице, над входом в монументальное здание в стиле социалистического реализма, обрамлённое высеченными из камня фигурами рабочих. Там был сначала текстильный, затем сувенирный магазин. Сейчас от магазина осталось только название и красная светящаяся вывеска в музее.

15 лет назад художница Илона Карвинская, эмигрировавшая в Лондон, посетила свою родину со своим знакомым из Англии. Он был в восторге от световой рекламы, которая тогда ещё существовала в Польше. Для фотопроекта они также хотели использовать неоново-красную надпись «Berlin», рассказывает Витольд Урбанович из Музея неона. «Оказалось, что неона больше нет, хотя ещё пару недель назад он светился. Владелец сказал, что надпись старая, испачкана голубиным помётом, её нужно выбросить. Илона спасла «Берлин», и это стало началом коллекции. Постепенно появлялись всё новые неоновые вывески, и пришло время показать их в одном месте».

Музей привлекает очень разных людей. В один январский вечер тут случайно оказались посетитель из Майами, фотограф из Эдинбурга, русский в спортивных штанах, который хочет прочитать абсолютно всё о происхождении каждой светящейся вывески. «Я видел это на Google Maps и прочитал небольшую заметку. Думаю, это очень интересно и необычно, это современное искусство. Я никогда не видел ничего подобного в других музеях Европы. В Москве есть неоновые вывески на улицах, но не в музеях».

На самом деле, конечно, традиционных неоновых вывесок в Москве совсем немного – их вытесняет гибкий неон и другие современные технологии наружной рекламы. Однако увидеть разницу между гибким и стеклянным неоном зачастую нелегко

Созданные для вечности

Выставка исторических световых вывесок предлагает взглянуть на время, когда реклама ещё была искусством. Это уникальные произведения ручной работы: в отличие от современной плакатной рекламы, которая постоянно обновляется, эти вывески создавались для работы в течение многих лет.

Вот Варшавская Русалка, которая восседала над книгой как широко видимый символ публичных библиотек: сегодня этот символ уже не используется, и это, конечно, пошло городу не на пользу. Другие вывески тоже имеют интересную и подчас очень яркую историю.

В поисках личных воспоминаний

Восстановление старой, потрёпанной неоновой вывески стоит от 2000 до 3000 евро. Музей сотрудничает со специализированными стеклодувами, которые гнут трубки под воздействием тепла и затем наполняют их газом и люминофорами. Эти вложения едва ли когда-нибудь окупятся, но они дарят эмоции.

Пожилые посетители приходят с удовольствием, возможно, в поисках личных воспоминаний в неоновом свете. «С другой стороны, очень много молодых людей, у которых, конечно, нет собственных воспоминаний об этом, но которые видят в неоновых вывесках возможность сделать хорошую фотографию для Instagram. Недавно на платформе был рейтинг, и в Варшаве Музей неона был на первом месте».

Популярность музея в соцсетях привлекает всё новых, молодых посетителей, но Варшавский Музей неона излучает свет не только в виртуальные миры.

На забитой пробками улице Пулавской, например, в южном центре Варшавы, исторически осведомлённые владельцы пятиэтажного доходного дома времён грюндерства позаботились о том, чтобы на крыше их здания с прошлого месяца снова светилась историческая неоновая надпись производителя шоколада, которую они знали по историческим фотографиям 1920-х годов.

Было совсем нелегко получить необходимые разрешения, – говорит Михал Грониевски из товарищества собственников. – Единственным шансом было максимально точно воспроизвести неон по сохранившимся довоенным эскизам, чтобы убедить реставраторов, что эта реклама, как она и задумывалась, должна быть здесь снова размещена. Музей неона, в свою очередь, отвечал за изготовление световой вывески и все работы до её установк».

Таким образом, Варшавский Музей неона не только оттачивает взгляд на то, чья художественная ценность не сразу бросается в глаза, но и вдохновляет мир за пределами его стен.

Популярное