В России хотят обеспечить каждую школу и детский сад медицинским работником
- 15:00 18 декабря
- Дарья Николаева

Депутаты Госдумы от фракции «Новые люди» предлагают вернуть во все детские сады и школы медработников и тем самым снять с педагогов несвойственные им обязанности по контролю за здоровьем детей.
Что предлагают депутаты
Партийная инициатива сводится к тому, чтобы в каждом детсаду и в каждой школе снова появились штатные медицинские работники — фельдшер или врач, которые находятся в учреждении в течение всего рабочего дня. Сейчас фактическая первичная оценка состояния ребёнка — от температуры до травм на перемене — часто ложится на воспитателей и учителей, у которых нет медицинских компетенций и права официально оказывать медпомощь.
Идея депутатов — сделать так, чтобы ребёнка с жалобами на самочувствие сразу осматривал медик, а не педагог, который максимум может вызвать скорую или позвонить родителям. Это особенно важно на фоне того, что, по данным Минздрава, полностью здоровыми можно считать лишь около четверти школьников.
Почему медиков в школах и садах не хватает
Проблема отсутствия медработников в образовательных учреждениях имеет несколько причин:
-
Кадровый дефицит: в целом по стране не хватает врачей и среднего медперсонала, дефицит исчисляется десятками тысяч специалистов. Логично, что в первую очередь закрывают стационары и поликлиники, а школьная медицина оказывается «на остатках».
-
Разрыв по ведомствам: медики формально относятся к системе здравоохранения, а школы и детсады — к системе образования. В результате школы предоставляют помещение под медкабинет, но вопрос, кто и на каких условиях там будет работать, лежит на региональном здравоохранении, которое экономит ставки.
-
Оптимизация и лицензирование: Минздрав ещё в середине 2010‑х годов снял жёсткое требование иметь медкабинет в каждой школе, объясняя это тем, что малокомплектные сельские школы не могут выполнить лицензионные условия, а рядом нередко есть ФАП или поликлиника. Региональным властям дали право решать, нужен ли в конкретной школе медкабинет, и многие пошли по пути сокращения.
В итоге, по данным парламентариев, полноценные медкабинеты есть примерно в двух третях школ, но далеко не везде медработник присутствует постоянно, часто он приезжает по графику на несколько часов в неделю.
Чем опасна подмена медиков педагогами
Из-за отсутствия постоянного медперсонала именно педагоги первым делом сталкиваются с ребёнком, которому стало плохо на уроке или на прогулке. Они вынуждены «на глаз» решать, это просто усталость или начало серьёзного приступа, хотя ни юридически, ни профессионально к этому не готовы.
Это чревато:
-
поздним вызовом скорой помощи или родителей;
-
ошибками в оценке состояния ребёнка;
-
дополнительной нагрузкой и стрессом для учителей и воспитателей, у которых и без того перегруженный рабочий день.
Наличие профессионального медработника в школе или саду позволяет не только вовремя оказать экстренную помощь, но и вести регулярный мониторинг здоровья детей, контролировать вакцинацию, хронические заболевания, условия в столовой и на спортплощадке.
Зачем возвращать школьную медицину «по‑настоящему»
Предложение «Новых людей» вписывается в более широкий тренд — обсуждение возрождения полноценных школьных медкабинетов как обязательного элемента инфраструктуры, а не опции «по возможности» региона. Если инициативу поддержат, регионам придётся не только выделить помещения, но и вместе с Минздравом решить вопрос ставок, финансирования и привлечения кадров.
С учётом того, что значительная часть детей имеет хронические заболевания или ослабленное здоровье, постоянное присутствие медработника в школе и детсаду — уже не роскошь, а вопрос безопасности и ответственности государства за здоровье подрастающего поколения.