Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

В России хотят обеспечить каждую школу и детский сад медицинским работником

В России хотят обеспечить каждую школу и детский сад медицинским работникомFreepik

Депутаты Госдумы от фракции «Новые люди» предлагают вернуть во все детские сады и школы медработников и тем самым снять с педагогов несвойственные им обязанности по контролю за здоровьем детей.​

Что предлагают депутаты

Партийная инициатива сводится к тому, чтобы в каждом детсаду и в каждой школе снова появились штатные медицинские работники — фельдшер или врач, которые находятся в учреждении в течение всего рабочего дня. Сейчас фактическая первичная оценка состояния ребёнка — от температуры до травм на перемене — часто ложится на воспитателей и учителей, у которых нет медицинских компетенций и права официально оказывать медпомощь.​

Идея депутатов — сделать так, чтобы ребёнка с жалобами на самочувствие сразу осматривал медик, а не педагог, который максимум может вызвать скорую или позвонить родителям. Это особенно важно на фоне того, что, по данным Минздрава, полностью здоровыми можно считать лишь около четверти школьников.​

Почему медиков в школах и садах не хватает

Проблема отсутствия медработников в образовательных учреждениях имеет несколько причин:

  • Кадровый дефицит: в целом по стране не хватает врачей и среднего медперсонала, дефицит исчисляется десятками тысяч специалистов. Логично, что в первую очередь закрывают стационары и поликлиники, а школьная медицина оказывается «на остатках».​

  • Разрыв по ведомствам: медики формально относятся к системе здравоохранения, а школы и детсады — к системе образования. В результате школы предоставляют помещение под медкабинет, но вопрос, кто и на каких условиях там будет работать, лежит на региональном здравоохранении, которое экономит ставки.​

  • Оптимизация и лицензирование: Минздрав ещё в середине 2010‑х годов снял жёсткое требование иметь медкабинет в каждой школе, объясняя это тем, что малокомплектные сельские школы не могут выполнить лицензионные условия, а рядом нередко есть ФАП или поликлиника. Региональным властям дали право решать, нужен ли в конкретной школе медкабинет, и многие пошли по пути сокращения.​

В итоге, по данным парламентариев, полноценные медкабинеты есть примерно в двух третях школ, но далеко не везде медработник присутствует постоянно, часто он приезжает по графику на несколько часов в неделю.​

Чем опасна подмена медиков педагогами

Из-за отсутствия постоянного медперсонала именно педагоги первым делом сталкиваются с ребёнком, которому стало плохо на уроке или на прогулке. Они вынуждены «на глаз» решать, это просто усталость или начало серьёзного приступа, хотя ни юридически, ни профессионально к этому не готовы.​

Это чревато:

  • поздним вызовом скорой помощи или родителей;

  • ошибками в оценке состояния ребёнка;

  • дополнительной нагрузкой и стрессом для учителей и воспитателей, у которых и без того перегруженный рабочий день.​

Наличие профессионального медработника в школе или саду позволяет не только вовремя оказать экстренную помощь, но и вести регулярный мониторинг здоровья детей, контролировать вакцинацию, хронические заболевания, условия в столовой и на спортплощадке.​

Зачем возвращать школьную медицину «по‑настоящему»

Предложение «Новых людей» вписывается в более широкий тренд — обсуждение возрождения полноценных школьных медкабинетов как обязательного элемента инфраструктуры, а не опции «по возможности» региона. Если инициативу поддержат, регионам придётся не только выделить помещения, но и вместе с Минздравом решить вопрос ставок, финансирования и привлечения кадров.​

С учётом того, что значительная часть детей имеет хронические заболевания или ослабленное здоровье, постоянное присутствие медработника в школе и детсаду — уже не роскошь, а вопрос безопасности и ответственности государства за здоровье подрастающего поколения.​

...

  • 0

Популярное

Последние новости