Среда

Неторопливые сборы заняли пару часов. На примусе нагрели кипяток и заварили быстрорастворимую кашу, сложили палатку, сполоснули машину – благо воды было вдоволь. Вчерашнего сторожа сменила его жена (рано утром сквозь сон и гул водокачки мы слышали, как она распекала мужа на чем свет стоит), которая оказалась довольно милой женщиной. Рассказала и о себе, и о маленькой пенсии, и о нас расспросила, удивилась: «Из Москвы? Как далеко!» Детям подсказала, с какого дерева набрать самых сладких абрикосов с собой в дорогу. Наконец собрались и отправились в путь.

Севастополь

В Севастополь въехали только в 11 утра. Первым пунктом маршрута была намечена Сапун-гора с ее диарамой. Едва поставили машину, к нас подошли двое: один, молодой парнишка, попросил заплатить за парковку 3 гривны. Второй оказался экскурсоводом. С ходу он начал советовать не тратить время на диараму, а посетить то-то и то-то, и тут же начал рассказывать какие-то исторические факты, и потом уже, на ходу, предложил свои услуги за 10 гривен. Переглянувшись, мы с мужем дали согласие и не прогадали. Вряд ли наше внимание надолго привлекли бы экспонаты из военной техники, все эти орудия, части кораблей и снарядов… Но в под аккомпанемент его речи все это оживало, наполнялось содержанием, каждый предмет словно приподнимал покрывало своей истории. Нить рассказа вилась, перескакивая с одной войны на другую, повинуясь нашим невежественным расспросам, по которым мы пытались собрать в единое целое разрозненные обрывки своих исторических познаний.

В этом состоянии исторического дурмана мы обошли всю экспозицию Сапун-горы и стали возвращаться к машине. Гид предложил за 50 гривен показать весь город, и тут же стал рассказывать, где обязательно надо побывать, если мы поедем без него, как туда добраться и т.п. И опять этот психологический прием «аванса» сработал: еще раз переглянувшись, мы с мужем попросили его поехать с нами. Наши друзья поначалу недоумевали, но к концу дня были в восторге и согласились, что самостоятельно мы не увидели бы и десятой части Севастополя.

Итак, мы посадили в УАЗ девятого пассажира, разместив его на переднем сиденье. Сзади пришлось потесниться, чтобы разместить трех взрослых и четверых детей. В багажнике УАЗа есть еще пара откидных сидений, но использовать их было нельзя: багажник под завязку набит вещами.

Сначала, попетляв по дворам, мы выехали к небольшому скверу со смотровой площадкой. Отсюда открывалась панорама на всю Севастопольскую бухту с российскими и украинскими военными кораблями, белыми скалами Инкермана вдали и железной дорогой внизу под обрывом. Со смотровой поехали на Малахов курган. Как знаток потайных маршрутов, гид привез нас прямо на вершину кургана, где уже не надо было тратить силы на подъем и можно было сразу начать экскурсию. Он показал еще несколько видовых точек, посоветовав запомнить их, чтобы потом найти на Панораме.

Панорама была следующим важнейшим звеном маршрута. Экскурсантов было много, билеты удалось купить только на следующий сеанс, а дети уже устали и хотели есть. Пока они подкреплялись мороженым, наш гид сбегал куда-то, и принес нам наши билеты с исправленным временем начала экскурсии. Сам они с нами не пошел, пор его удостоверение делало удивительные вещи.

Панорама очень впечатлила детей, как в свое время и меня. Впечатление от увиденного в трехлетнем возрасте сохранилось до сих пор. Рассказывать о ней нет смысла, это надо видеть. Послушать экскурсию мне не удалось, потому что все время я шептала то в одно, то в другое ухо о том, кто что делает, где что находится и где чьи солдаты. «Маячки», расставленные нашим экскурсоводом, очень помогли: за них я «цеплялась» и находила новые интересные подробности и для себя, и для детей.

У выхода из панорамы нас ждал гид. Пора было пообедать, и он отвез нас в прекрасное, недорогое и очень уютное кафе на Большой Морской улице. Кухня была на высоте, особенно впечатлил квас с хреном и вареники. А на закуску подают травяной чай с булочками, «в подарок от фирмы».

После обеда поехали посмотреть последний на сегодня монумент – памятник затопленным коряблям. Дети носились по набережной, а мы любовались панорамой входа в бухту, вспоминая Панораму и почти воотчию видя мачты затопленных кораблей.

Ночевать собирались в Учкуевке, где, по информации из сети, есть кемпинг. Но гид посоветовал не ехать так далеко, а остановиться на ночлег в черте города. Мы отнеслись в этому предложению с сомнением, но решили посмотреть место. Приехали в Ушаковскую балку (по расположению – как Тверской бульвар в Москве), где он и показал нам площадку в сквере, чуть в стороне от дороги. Время было предзакатное, и еще довольно много людей шли через балку на пляж и с пляжа. Получив клятвенное заверение в безопасности этого места, решили пойти искупаться, а потом уже, в сумерках, ставить палатку. Поблагодарили гида и расстались с ним, заплатив даже несколько больше, чем он просил – так мы были довольны проведенным днем.

Вода в бухте оказалась очень теплой, хотя и слегка цветущей. На пляже было мало туристов – в основном местные жители. Теплые лучи заходящего солнца согревали узкую полоску городского пляжа, где мы и просидели почти до заката.

Самым трудным делом в Севастополе оказалось набрать дров для костра. Между тем кострище тут было сделано аккуратное, обложенное кирпичами. Но все мало-мальски доступные ветки деревьев были уже обломаны, сушняка нигде не валялось. С трудом удалось отыскать несколько палок, чтобы осветить и обогреть наш поздний ужин.

Обещание сбылось, ночлег в самом деле оказался вполне безопасным.

Гид-экскурсовод Виталий Юрьевич Медведев, 8-978-096-85-37, Севастополь

Оглавление:
Часть 1: подготовка, поезд, Феодосия
Часть 2, воскресенье: день Святой Троицы, Новый Свет, жилье
Часть 3, понедельник, вторник: море, Голицынская тропа, особенности Нового Света
Часть 4, среда: Судак
Часть 5, четверг, пятница: Царский пляж
Часть 6, суббота, воскресенье: ожидание, последний день в Новом Свете
Часть 7, понедельник: начало пути по серпантинам, конец сгона, пещеры, плато
Часть 8, вторник: Поляна Сказок, Ялта, Алупка, Ласпи
Часть 9, среда: Севастополь
Часть 10, четверг: Херсонес, Инкерман
Часть 11, пятница, суббота: Успенский монастырь, Чуфут-Кале, ханский дворец в Бахчисарае, обратный путь