- Надо как-нибудь к Даниле в гости сходить. У него лифт есть.
Сегодня первый раз после болезни много гуляли. Но он все равно еще ослабший. Вечером потел нехило, хотя температуры уже нет. Температура у него вчера окончательно упала, его колбасило - слабенький был, все время хотел прилечь, и, опять же, потел. Сегодня уже получше, но капризничает очень.
28 октября
Глеб сказал:
- «Надо же» , - удивился Глеб. («Удивился Глеб» - это тоже Глеб сказал).
29 октября
- У тети волосы как макароны. (Спиральками на геле. А тетя по телевизору.)
30 октября
На соке «Моя семья» Глеб узнал слог «мо». А еще он просит выкладывать из кубиков слова «экскаватор» и «бульдозер». Раньше резко протестовал против любых предложений что-нибудь из кубиков сложить.
Несколько дней назад я застала Глеба за таким занятием несколько раз: Глеб стоял с длинной пластиковой трубочкой от сладкой ваты, которую (палочку) мы используем вместо указки, и пел по таблице Зайцева попевку номер один. Я перед этим по его просьбе ставила ему попевку в исполнении Зайцева и показывала, соответственно, буквы - ровно два раза.
Глеб на едине с собой пропевал только нижнюю часть таблицы, до которой ему удобнее было дотягиваться. Но пел правильно. Вернее, так - первый раз правильно пел твердые слоги, а на мягкие - какую-то ритмичную ахинею. В следующий раз уже все пел правильно.
31 октября
Сегодня ему в руки попал дисковый телефон, и Глеб засовывал пальчик в каждую дырочку подряд и называл цифры. Я это заметила уже на цифре 8 или 7, он шел в обратном порядке. И все называл правильно.
Сегодня нарисовал рисунок с разноцветными параллельными полосочками и сказал:
- Солнечные дороги.
Совершенно сам придумал. Единственной наводкой было следующее: за полчаса до этого мы с ним рисовали красками, и я спросила: «Каким цветом мы будем рисовать солнышко?» Глеб сказал: «Желтым».
Вот, собственно, и все.
А красками Глеб так и рисует абстракцию какую-то. Сегодня впервые решила предложить порисовать ему конкретности: елочку, солнышко и т.п. Но Глеб не повелся. Его даже, похоже, больше интересует момент размешивания краски в воде: вода в стакане получается желтой, или коричневой и т.п., а Глебский спрашивает, что это такое получилось. Я отвечаю: лимоновый сок, кофе и т.п.
Мелками и другими твердыми предметами Глеб рисует дороги (полосочки) и комаров (точки). И это все.
- Играть - это лечение. И спать - это лечение.
Глеб третий день болеет ушками. Совершенно неожиданно. Как и все эти болезни последних полутора месяцев.
Вроде уже отболел своим ОРЗ, уже три дня как температуры не было. Я уже расслабилась, гулять ходили. И вдруг ночью проснулся около половины первого и ворочался часов до трех. Сначала говорил, что ушки чешутся. И все пытался голову под подушку засунуть, я не понимала. Забывался минут на 5, потом просыпался снова. Потом, уже ночью, стал плакать и жаловаться, что ушки болят. Закапала «Отипакс», только после этого он уснул. Меня сбивало с толку то, что он без проблем давал трогать свой козелок, и даже просил почесать ему ушки. Но на следующее утро пошли к лору, и она сказала, что, действительно, ушки болят и даже могут потечь.
К вечеру температура поднялась до 37,7, я весь вечер его лечила, и следующую ночь он уже спал глухо, не проснулся ни разу. Ушки не потекли.
И прошлая ночь тоже прошла спокойно.
Сейчас он уже говорит, что ушки не болят, и температуры нет уже.
Но все эти лечения - подобны пыткам, а я - фашисту. Глеб орет и пытается отбиваться, я его скручиваю и закапываю (капли). Полтора месяца болезней - неадекват на лечение. Он уже просто платочек не дает без боя надеть - видимо, боится, что будет больно.
Эта внезапная череда болезней очень меня озадачила. Соня-педиатр говорит, что это может быть связано с неким этапом физического или даже психологического взросления.
А мама моя говорит, что у меня тоже такое было. С 2 лет до 3,5 я бесконечно болела, а потом вдруг все прошло.
А может, это наша поездочка на юг сказалась.
Так или иначе, после полного выздоровления надо будет серьезно заняться этим вопросом: всякими там закаливаниями и укреплениями молодого организма.
Последние день-два Глеб любит составлять из кубиков слова «экскаватор» и «бульдозер». Я даю ему кубик и говорю: ну, ищи «бу». Он ищет. И иногда даже находит.
А еще он четко артикулирует, какой слог в слове будет следующим.
1 ноября
Набрал большую ложку меда и говорит:
- Мёдище.
3 ноября
- Папа и мама спать легли. Уже темно. И звездочки светят.
- А где же это все происходит? Где они спать легли?
- В дальнего следования поезде. - Глеб в это время играл в поезд.
Шутка Глеба:
- Папа и папа пошли на работу, а мама и мама дома.
Иногда кажется, что Глеб несет какую-то ахинею. Но если порасспросить попристальнее, оказывается, что практически всегда это просто странность формулировки, а с логикой и смыслом все в порядке.
Вчера перед сном Глеб вдруг начал рассказывать:
- Мы пришли на электричку, а ее не было. А потом мы покушали, и она сразу приехала. Мы забыли покушать.
Я попыталась понять, но не получилось.
- А что мы кушали? - спрашиваю в надежде, что это наведет на какие-нибудь мыслишки.
- Борщик, - сказал Глеб, и мне вдруг все стало ясно.
Как-то раз утром внезапно выглянуло солнышко. И мы решили поехать в Румянцево поснимать. И как всегда лоханулись, когда смотрели дома расписание электричек. По-нашему выходило, что последняя перед перерывом электричка на Румянцево уходила в 11.11. Но мы на нее опоздали, хотя скакали по метро с ненормальной скоростью.
На станции ошибка вскрылась. Мы посмотрели расписание, вернулись домой, успели пообедать (борщиком) и поскакали опять на электричку. И мы на нее даже успели в самый последний момент, хотя она пришла на 4 минуты раньше и мы сильно рисковали.
Я все это Глебу рассказала, и он сказал, что да, говорил про это. Лапа, он даже запомнил, что мы ели в тот день. Это было около месяца назад.
Я тут на днях из-за чего-то ругалась на Глеба. А Глебча говорит: «Мама, успокойся». И полез ко мне обниматься.
Нашли сегодня на шкафу пазл, а там Винни-Пух, Сова, Пятачок, Ослик Иа и Кролик. Вся компания, в общем. Глеб и говорит:
- Мультик заканчивается.
Они там в мультике, действительно, под конец все вместе вокруг горшка с шариком скачут.
Глеб запомнил уже все цифры. До такой степени, что уже в состоянии набрать люблинский телефонный номер следующим образом: я говорю: три, ищи цифру 3, - он ищет и нажимает. И т.д. весь номер.
4 ноября
- Собака «чупа-чупс»! - (собака чау-чау).
Глеб уже не помнит свою синюю коляску (от которой мы его с ломками отучали спать в апреле).
Глеб уже не помнит, что ходил в памперсах (перестал их носить в марте).
5 ноября
Маньяк пазлов.
Глеб последние несколько дней зафанател от пазлов. Как-то совпало: бесконечные просмотры мультиков, из-за болезни, - в частности, про Винни-Пуха, и то, что у нас нашлось два простеньких пазла и именно про Винни-Пуха.
Правда, мы еще в больнице собирали один из них, но там сборка выглядела главным образом так, что я собирала, а Глеб морально поддерживал. А теперь он маниакально к ним привязан, все время просит с ним их собирать. И даже стал уже не давать собирать, говорит, Глеб сам собирать будет. Сидит, складывает все неправильно и тихонько сам себе бормочет:
- Где-то еще Глеб видел кусочек от совы.
Или:
- Так, а теперь еще надо найти ножки.
Он пока еще не может сообразить, как подставлять части фрагментов друг к другу, именно нужную сторону кусочка к другому кусочку, но недавно хоть научился запихивать один кусочек в другой и теперь весьма этому рад.
6 ноября
Закопался под одеяло и говорит:
- Глеб домный! (Т.е. в домике)
7 ноября
С Глеба уже можно писать целый сборник историй, которые он рассказывает вечером перед сном.
Сегодня говорит:
- Мальчик с петардой подошел к Глебу и сказал: «А почему Глеб игрушки не убирает?»
Я удивилась, конечно, и стала задавать наводящие вопросы. Оказалось, это было давно, это было на улице, а мама была рядом. Ничего подобного никогда не было, конечно. Просто его воображение поразили мальчики с петардами, которые последние дня три не дают никому покоя.
Может, Глебу что-нибудь такое приснилось. Насколько я помню по себе в этом возрасте, даже, пожалуй, постарше, - даже усилием воли иногда не удавалось разлепить то, что приснилось, и то, что случилось наяву. Я помню, например, как лежала в кроватке на даче в возрасте 3 - 4 лет, и прокручивала в памяти небольшой эпизод из своей жизни: как я бегу по асфальтовой дорожке, падаю и выбиваю себе передний зуб. Я думала, что, вроде, зубы все на месте, и ничего я не помню о том, что вот была дырка от зуба, а потом в ней стал зуб прорастать. А с другой стороны, воспоминания были настолько явственными, что сложно было признать их сном. Я так ничего и не поняла тогда.
Вчера, что ли.
- А давай девочка быстро-быстро соберет свои игрушки и придет к нам сюда. К нам домой придет.
Я подумала, что речь идет о какой-нибудь девочке с площадки. Но оказалось, что речь идет о девочке, которую он видел на пляже в Севастополе.
-У девочки был такой бульдозер и много игрушек. И чашечка, мама не разрешила ее у девочки брать.
Я совершенно уже не помню ни девочку, ни ее бульдозер.
- А как девочку звали? - спрашиваю.
- Глеб не знает, как девочку звали.
- Может быть, Валюшка?
- Нет, не Валюшка, - Глеб говорит. - Пусть она возьмет свои игрушки и придет к нам, - очень так эмоционально.
Я подумала, что может быть, его так впечатлили игрушки, и он по ним теперь страдает.
- Тебе понравился девочкин бульдозер?
- Глебу понравилась девочка, - отвечает Глеб. - И девочкин бульдозер.
У Глеба новый прикол. Глеб - это Громит. Но это, положим, уже было когда-то. Но теперь еще и папа - Уоллас (кстати, когда мы пытались с ним написать кубиками это нерусское имя, выяснилось, что Глебу оно видится как «Олас»). Глеб теперь иногда даже к папе так обращается - пап, то есть Олас, дай мне ....
Приходим домой, Глеб говорит: Оласа дома нет.
Сегодня шел непрерывно 1 час 20 минут. Предыдущие рекорды на даче колебались в пределах часа.
Это мы сегодня с ним в Покровское-Стрешнево потащились. И он весь маршрут «Кинотеатр «Метеор» - шлюз - родник - станция Покровское-Стрешнево» сам прошел. Когда мы несколько раз оказывались раньше на этом маршруте - в июне - он ни разу не смог пройти.
Сегодня на детской площадке бухали подростки, и Глеб пытался с ними затусоваться. Подходил к ним, пытался заглядывать им в глаза и улыбаться. Но подростки не повелись. Застеснялись.
Глеб стал периодически говорить:
- Глеб расстроился.
Или:
- Глеб обиделся.
И начинает надуваться и сопеть, как будто всхлипывает во время плача. И выпячивает нижнюю губу.