Все дни рождения своей дочери, за исключением одного, я организовывала и проводила сама, без помощи специальных агентств, поэтому и в этот раз я решила, что справлюсь с этой задачей.
На вечеринку было приглашено два мальчика и четыре девочки возраста от 11 до 14 лет, вместе с именинницей было семеро подростков. Каждый год на день рождения к нашей дочери приходит примерно одна и та же компания друзей, поэтому мне хорошо видно, что изменяется в интересах детей и в какую сторону.
Организационные моменты
Когда моей дочери было лет пять, я сделала вывод: если дети уходят с чьего-либо дня рождения с призами – они остаются довольны и радостны, для них праздник удался! Как и раньше, друзья моей дочери в этом году отдали предпочтение играм и призам, остальное же: еда, украшение помещения, музыка и т.п. не так привлекало их внимание.
Предвидя этот факт, стол я накрыла без изысков: были пицца, салат, большой торт, фрукты, желе и конфеты. Помещение для праздника украсила дочь оригами из цветной бумаги. Периодически для фона включали «смешную» музыку – песенки из мультфильмов.
Моим промахом было то, что я не позаботилась о более «весомых» призах. Я купила много разноцветных ручек, маленьких блокнотиков и всего несколько других подарочков для конкурсов. Судя по реакции некоторых подростков, они предпочли бы получить что-то более интересное.
Рассказ с прилагательными
Уже много лет подряд любимой игрой компании моей дочери является «Рассказ с прилагательными». Вообще этот номер хорош как розыгрыш – когда никто из присутствующих не догадывается, для чего их просят называть прилагательные. Но наши дети – исключение, и в первую очередь они всегда просят провести эту игру.
Заранее необходимо написать короткий рассказ. Если номер готовится на свадьбу – рассказ должен быть про молодоженов, если на день рождения – про именинника. У нас помимо именинницы в повествование всегда включены все гости. Возле имен и названий нужно оставить место для вписывания прилагательного, описывающего этого человека или предмет.
Ведущий просит гостей называть любые прилагательные, а сам вписывает самые интересные и необычные, а может быть и смешные в места, оставленные для этих слов. Когда все пробелы заполнены, ведущий вслух читает получившийся рассказ.
Каждый день рождения я придумываю новый сюжет для этой игры, это может быть что-то фантастическое или вполне реальное. Вот, например, что получилось у нас в этом году (выделенное курсивом – прилагательные, названные детьми):
«В одном доисторическом городке жила-была копченая девочка Лиза. Ее гусиные волосы поражали всех своей мультяшной красотой. Поэтому ее звали Лиза-костяной волос.
Как ни странно, в этом медвежьем городке у всех были дополнительные имена, как у индейцев, чтобы легче было запомнить особенности человека. Например, друзей Лизы звали Даниил-пятнистая гитара, потому что он был отличным гитаристом, перед которым преклонялся даже его волосатый учитель. Настя-квадратный глаз, потому что эта девочка носила очки и видела лучше всех. Варя-космический портфель, потому что эта подружка Лизы училась очень хорошо. Женя-деревянный дрессировщик, потому что он не только научил разговаривать своего хрюкающего попугая, но и выдрессировал своего сопливого кота. Юля-синяя ножка, потому что она танцевала лучше всех и была звездой ДК. Арина-шариковая кисть, ведь эта подружка Лизы была знаменитым художником.
Когда все эти гелевые друзья нашей стеклянной Лизы собирались вместе, всегда происходил необычайный праздник, который назывался День рождения несъедобной Елизаветы. Да, именно ей в этот день больше всех доставалось прилагательных, подарков, улыбок и, конечно же, добрых слов. Поэтому на этом листе все друзья написали на память свои экологические пожелания на долгую память».
«Изюминка» этого номера заключается не столько в сумасбродных эпитетах, которыми характеризовали себя дети, сколько в том, что они сами являются героями рассказа. Каждый год, когда я зачитываю, получившееся «произведение», дети смеются до слез. Честно признаться, мне и самой сложно удержать серьезный тон – хохочу вместе с ними.
В конце я пустила по кругу лист, с одной стороны которого был напечатан рассказ, а с другой – пустое место. Каждый должен был написать на листе свое пожелание на память. Можно это сделать на большой поздравительной открытке.
Номера с призами
Загадки
Каждый год я подбираю загадки, соответствующие возрасту детей. Им очень нравится отгадывать что-то посложнее, с подковыркой. В этом году это были загадки на смекалку, например:
«Что в России на первом месте, а во Франции на втором? (ответ: буква «р»)
«В каком городе спрятались мужское имя и сторона света? (ответ: Владивосток)
«Все русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я». Но есть одно женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его. (ответ: Любовь).
Также были смешные загадки:
«Сколько нужно произвести действий, чтобы посадить бегемота в холодильник? (Три: открыть холодильник, посадить бегемота и закрыть холодильник).
«А сколько нужно произвести действий, чтобы посадить жирафа в холодильник? (Четыре: открыть холодильник, достать бегемота, посадить жирафа, закрыть холодильник).
Возле имени каждого участника я ставлю галочку за один правильный ответ. Набравший наибольшее количество баллов – победитель.
Эрудит
Это командная игра. Она будет интересна подросткам, т.к. они уже способны анализировать. Сделать эту игру можно с помощью Большой Советской Энциклопедии или различных других справочников и словарей.
Я выбрала незнакомые, редко встречающиеся понятия и подписала к ним по три варианта определения. Затем я по очереди зачитывала слова и варианты ответов, а двум командам нужно было назвать правильное значение каждого слова. Вот фрагмент нашей игры «Эрудит»:
«Агапантус – это:
1 - отряд птиц
2 - род многолетних травянистых растений семейства луковых (верный ответ)
3 - язычковый самозвучащий ударный инструмент.
Флокс – это:
1 - город в Германии
2 - русская народная верхняя одежда
3 - род многолетних или однолетних трав (верный ответ)
Зимолюбка – это:
1 - семейство бабочек
2 - род растений семейства грушанковых (верный ответ)
3 - слуга князя, отвечавший за его сохранность»
Игроки в командах советуются между собой, обсуждая каждое понятие и решая, какой вариант ответа верный, а затем озвучивают итог своего совещания. В конце игры ведущий подсчитывает баллы команд и объявляет победителей.
Подросткам «Эрудит» очень понравился, поэтому советую подготовить для нее не менее двадцати понятий.
Нарисуй лицо друга
Для этого конкурса я пронумеровала чистые листы по числу игроков и раздала по одному. Затем в маленьких записках я написала имена каждого участника, свернула их, чтобы скрыть написанное, и дала вытянуть их детям, как тянут жребий. Задачей игроков было нарисовать лица людей, попавшихся им в записках.
Когда творческий процесс подошел к концу, дети пустили рисунки по кругу, идентифицируя каждый портрет по номерам. Итого в записях у каждого получился список от 1 до 7, напротив каждой цифры стояло предполагаемое имя.
В конце игры я произнесла правильные ответы и наградила того игрока, кто угадал максимальное количество портретов.
Если вы будете проводить этот конкурс, обязательно объясните детям, что рисовать нужно только лицо – рисунки, где не фигурируют детали одежды или украшений, угадать будет сложнее, а значит – интереснее.
Продолжи предложение
Это еще одна игра, в которой победитель получил приз. Она не только интересная, но и смешная. Чем оригинальнее вы придумаете фразы, тем веселее будет, когда их будут зачитывать.
На листиках я написала начало нескольких предложений, продолжить которые должны были дети. В каждом высказывании ребенок должен был написать что-то про себя. Эту игру я провожу уже несколько лет подряд, и каждый раз придумываю новые предложения. Вот, что было у нас в этом году:
«Когда я смеюсь, мое лицо похоже на…
Больше всего мне нравится…
Мое любимое блюдо…
Моя мечта…
Когда я вижу пробегающего жирафа, я думаю…
Одноклассники сказали мне, что…»
В конце игры я зачитываю то, что получилось, а каждый ребенок говорит свое предположение – кто автор того или иного листика. Кто назвал наибольшее количество правильных ответов – победитель.
Цапля
Эта игра была единственной в нашем репертуаре, где проверялась физическая выносливость. Нужно было как можно дольше простоять на одной ноге, поджав другую и разведя руки в стороны. У нас в этом конкурсе победила девочка, которая занимается гимнастикой.
Видео на память
Кто-то снимает на видео весь день рождения, а мы решили сыграть в «Театр», снять его на камеру и смонтировать фильм с участием детей.
Я взяла книгу с русскими народными сказками, выбрала из них две коротеньких: одну – для тренировки, другую – для съемки видео. Выделила роли: дети выбирали их вслепую, кому что достанется. Надо заметить, герои у нас были не только одушевленными: на «тренировке» одна девочка у нас играла Репку.
Для съемки видео мы выбрали сказку «Волк и семеро козлят», я читала ее, а каждый участник должен был на ходу, без подготовки изображать то, что слышит в зависимости от роли. Все это мы сняли на камеру, а потом смонтировали, получился чудесный фильм на память.
Розыгрыши
В отличие от детского репертуара, в подростковый можно смело добавлять розыгрыши. Это игры с подвохом, в которые играют один раз, пока участники не поймут, «где зарыта собака».
На дне рождения дочери мы провели номер под названием «Мумия фараона». Добровольцу (у нас это была девочка) завязали глаза и сказали, что сейчас она побывает в древней гробнице, где лежит мумия фараона. Я завела ее в комнату, где стояли заранее подготовленные участники розыгрыша.
Мой текст как ведущей был примерно таким:
««Сейчас ты проходишь мимо камней, поросших густым мхом». Я дала дотронуться до мокрого махрового полотенца, которое держали дети. «Теперь мы проходим гнезда летучих мышей» - участники слегка попискивали, изображая звуки животных. «Тут капает вода из подземного источника» - дети брызнули на нас водой из миски, которую держали. «А здесь лежит фараон». На диване неподвижно лежал один из игроков, замотанный в простыню. «Это нога фараона» - я взяла за руку свою ведомую и дала дотронуться до ноги «фараона». «Это его ухо, чувствуешь, как хорошо сохранилось? Это нос»».
Кульминация розыгрыша - глаз фараона. Рядом с головой игрока, изображающего фараона нужно положить гнилое яблоко, баночку с желе или что-то подобное, для должного эффекта это должно быть что-то вязкое и неприятное на ощупь. После того, как ведущий дает дотронуться до уха, носа и т.п., он берет указательный палец своего ведомого и со словами: «А это глаз фараона» погружает палец в гнилое яблоко, либо в другую подготовленную субстанцию.
Надо сказать, что девочка, которая совершала путешествие по нашей «гробнице фараона» впечатлилась не сильно: либо слишком быстро все произошло, и она не поняла «что это было», либо по какой-то другой причине ожидаемого визга при встрече с глазом фараона мы от нее не услышали.
Мои наблюдения и выводы
Поскольку подростки – это уже не маленькие дети, проводить праздник для них мне было интереснее, чем для малышей. Подросшие ребята понимают шутки и реагируют на них, с ними можно играть во многие интеллектуальные игры наравне со взрослыми, давать сложные задания.
В то же время, подростки – еще не вполне зрелые тети и дяди, и им свойственны многие качества маленьких детей: они радуются подаркам, огорчаются «неинтересным» призам, любят подурачиться и грустят, если их ничем не заняли.
Особенно мне понравилась в прошедшем празднике активность ребят. Все игры и предложения встречались с интересом, никто из детей не пытался изобразить уставшую от жизни и ничего не хотящую или чем-то обиженную личность. Возможно, ребята уже переросли этап жеманства – в прошлые года в нашей компании периодически встречались желающие обратить на себя внимание таким образом.
Хочется дать совет родителям, планирующим отмечать день рождения своего подростка: не бойтесь и не смущайтесь. Не обязательно иметь «большие деньги», чтобы праздник запомнился надолго, даже, если к вам придут дети из состоятельных семей. А, чтобы программа шла «как по маслу», начните готовить ее заранее и с душой, чтобы вам самим было интересно!
Фото - фотобанк Лори