Как ребенок знакомится с окружающим его миром? Чуть более девяти лет назад, когда у меня родилась племянница, мне попала в руки книга психолога Лорен Брэдвей, где подробно описываются способы познания мира ребенком от 0 до 3 лет. А теперь, когда моему сыну скоро исполнится два года, я решила вспомнить пройденный материал. В этой статье я попытаюсь изложить основные моменты, которые помогут нам, взрослым людям, родителям ответить на выше поставленный вопрос.
Познание мира происходит через зрение, слух и ощущение. Каждый ребенок «выбирает» свой самый любимый способ познания мира. Один с удовольствие лепит из пластилина и любит рисовать, второй любит слушать сказки и сидит у радиоприемника, третий катается по квартире на трехколесном велосипеде и любит танцевать. Они такие разные: «зрители», «слушатели» и «деятели». Именно такое деление на группы придумали психологи.
Как же распознать в своем ребенке тот или иной тип? Как развить другие способности и закрепить имеющиеся? Попробуем разобраться вместе.
Кто ты, мой малыш?
Лорен Брэдвей предложила тест, который ориентирован на определение преобладающего типа познания Вашего ребенка.
1) Обратите внимание, когда ребенок хочет что-то сказать или попросить, он:
- «зритель», если обладает небольшим словарным запасом;
- «слушатель», если любит поговорить;
- «деятель», если предпочитает взять Вас за руку и показать что он хочет.
2) Как любит играть Ваш ребенок?
Он – «зритель», если любит рисовать и созерцать сотворенное чудо;
он – «слушатель», если на Ваше предложение почитать несет кучу книжек;
он – «деятель», если тянет Вас на улицу и при этом обязательно не забудет захватить с собой игрушку-каталку, чтобы и она могла «подвигаться».
3) На детской площадке:
«зритель» обожает качаться на качелях: ведь перед ним открывается пространство недоступное для него «на земле»;
«слушатель» любит играть в ролевые игры: там можно поговорить и послушать;
«деятель» исследует все горки и «лазалки»: ему важно движение.
4) Очень важно, когда Ваш ребенок запоминает. Хорошо запоминает правила игры после демонстрации «зритель», быстро пополняет словарный запас «слушатель», легко запоминает увиденное действие «деятель».
Скорее всего, Вы узнаете своего ребенка не строго в одном типе. Часто способ познание родителей влияет на «избрание» того или иного способа познание ребенка. Ведь первые слова, жесты, мимику они списывают с родителей, бабушек и дедушек, с тех, кто рядом каждый день. В магазине игрушек одна мама (скорее всего, она - «слушатель») покупает ребенку музыкальную игрушку, а другая – юлу (мама-«деятель»). Обе мамы, таким образом, подталкивают своего малыша к «своему» способу познания. Лучше всего, если все будет гармонично.
Закрепление материала и обучение
Если Вы все-таки сумели разглядеть в своем чаде «зрителя», «слушателя» или «деятеля», как предпочитаемый тип познания, то можно «закрепить» этот навык и развить недостающие.
Навыки «зрителя» можно закрепить следующими играми: собирание мозаики, просмотр открыток и фотоальбомов, наблюдение за животными и птицами, рисованием. «Слушателям» и «деятелям» для развития навыков «зрителя» можно предложить поиграть в разноцветный мяч или полепить что-нибудь разноцветное из пластилина.
Навыки «слушателя» можно закрепить, прослушивая музыкальные записи или сказки, читая с ребенком вслух, напевая песенки. Со «зрителями» и «деятелями» надо почаще разговаривать, задавать вопросы, играть в ролевые игры.
Навыки «деятеля» хорошо совершенствовать, занимаясь спортом или гимнастикой, катанием на велосипеде, активными играми. «Зрители» и «слушатели» могут поиграть в ванной или в бассейне, освоить азы игры на музыкальных инструментах (самое простое – дать погремушку или бубен), возможно, это поможет пробудить интерес к познанию мира через тактильные ощущения.
Вы наверняка замечали, что какие-то игрушки нравятся Вашему ребенку, а какие он держит в руке не больше минуты и забывает о них. Возможно, это связано с предпочитаемым им способом познания окружающего мира. Если ему не интересна красивая мягкая игрушка, томящаяся вместо подушки на софе, попробуйте «оживить» ее: поговорите ее голосом, заставьте ее двигаться (если Ваш ребенок «слушатель» или «деятель» ему обязательно понравится). А вообще-то часть неиграющих игрушек можно сложить в какою-нибудь коробку и убрать подальше, чтобы потом, через полгода или год предложить малышу их вновь. Ведь настроение и интересы у детей меняются, как и взрослых.
Блиц-тест для родителей (к какому типу относитесь Вы?)
Когда я разговариваю… |
В свободное время… |
Мои эмоции |
Вспоминая я… |
На работе я |
|
Зритель |
Я внимательно рассматриваю собеседника, разговариваю простым языком |
Я люблю смотреть телевизор |
Я сдержан и предпочитаю не показывать свои чувства |
Записываю то, что нужно будет потом вспомнить, подчеркиваю важные места в печатных материалах. |
Мне нужно много места, лучше работаю в одиночестве |
Слушатель |
Я считаю себя хорошим слушателем, люблю поговорить |
Я люблю поговорить с друзьями |
Я с готовностью могу выразить словами свои эмоции |
Повторяю вслух то, что мне нужно запомнить. Иногда записываю материал на пленку. |
Я люблю работать в окружении других людей, мне нравятся деловые встречи |
Деятель |
Я часто при беседе выражаю эмоции при помощи жестов |
Я люблю заниматься спортом |
Я легко плачу и смеюсь. Меня часто бросает из одного эмоционального состояния в другое |
Проигрываю ситуацию, чтобы запомнить ее. Иногда мне трудно понять значение того, что написано или произнесено |
Люблю работать в коллективе, но стараюсь избегать всякого рода совещаний, так как мне трудно сидеть и концентрироваться |
Журнал "Мама, это я" 2007 года