На 6-ом месяце жизни к ребенку пришло умение подтягивать свое тело на руках - подползать к заинтересовавшей игрушке, лежащей чуть дальше его вытянутой руки. Этот двигательный навык рассматривался как подготовка к более сложному движению - ползанию, которым дитя будет овладевать на 7-ом месяце жизни. Именно в этот период малыш впервые начинает самостоятельно преодолевать пространство, перемещаться без помощи взрослого, и это помогает ему в познании окружающего. Движения способствуют укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизируют обмен веществ, рост и развитие малютки. К концу 7-го месяца жизни ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях. Это эпохальное событие в жизни малыша!
Седьмой месяц развития ребенка. Photo by Jonathan Borba on Unsplash
Некоторые родители, когда вспоминают ранние месяцы жизни малютки, говорят, что их ребенок не ползал, а сразу пошел, при этом они убеждены в том, что это - их большое преимущество, но они заблуждаются. Малыш не ползал, потому что ему не создали для этого условий. Не стоит пренебрежительно относиться к ползанию! Это не только необходимое, но и очень полезное умение. Ползание относится к одному из основных видов движений человека, и наряду с ходьбой используется им на протяжении всей жизни, например, когда необходимо двигаться в ограниченном по высоте пространстве. Ползание способствует нормальному физическому развитию крохи, в том числе, правильному развитию его ножек, и является важным моментом в подготовке к ходьбе. Родителям следует оборудовать место на полу, так называемое "место за барьером", где бы малыш мог ползать в свое удовольствие. Не стоит удерживать малютку все время на руках - не лишайте его радости движения и познания окружающего мира, позвольте нормально развиваться его сенсомоторным потребностям.
И, пожалуй, самое главное: крайне желательно, чтобы ваш малыш вначале овладел ползанием, а только потом уже научился самостоятельно садиться. Сидение - статический акт, не требующий двигательной активности, его не желательно начинать практиковать раньше, чем ребенок овладеет двигательными (локомоторными) навыками и сумеет самостоятельно садиться без вашей помощи. Раннее усаживание ребенка в подушках исключительно вредно для его неокрепшей опорно-двигательной системы - позвоночника, конечностей, мышц и связок. Не стимулируйте сидение крохи, он сам порадует вас в нужное время.
Что еще нового привносит 7-ой месяц жизни малютки? Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, т. н. реакция "на новизну". Ручки ребенка становятся все более умелыми, он учится переходить от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. При этом развиваются ручные умения крохи, рука способна выполнять более сложные двигательные задачи.
На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. На вопрос "где?" ребенок легко находит взглядом названный взрослым предмет. Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. Так малыш "закрепляет" свои новообретенные речевые навыки.
Седьмой месяц - это начало чудесного общения с малюткой, которое в народной педагогике названо пестованием: мама широко использует фольклорные тексты - пестушки, звуковые наигрыши, считалочки, песенки, играя при этом ручками и ножками ребенка.
Было бы глубокой ошибкой считать, что все феномены развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Учтите: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной "планки".
Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии. Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.
Показатели развития ребенка к концу 7-го месяца
Познавательное развитие
1. Ребенок проявляет яркую ориентировочно-исследовательскую активность при ознакомлении с предметами (игрушками), находящимися в ближайшем окружении.
2. В процессе манипулирования способен действовать предметами разной формы (шары, кубы, кольца), приспосабливая руку к их захвату.
3. Замечает незнакомые предметы, ориентируясь на их внешние особенности (цвет, форму, положение в пространстве).
4. Стремится самостоятельно ползком достичь предмета и взять его в руки.
5. Способен самостоятельно выполнить цепь взаимосвязанных действий, направленных на обнаружение свойств предмета:
1) притянуть предмет с помощью другого, например, шарик за ленту или неваляшку за кольцо;
2) изменить положение предмета в пространстве с помощью другого предмета, например, подтянуть за кольцо колокольчик; раскачать гирлянду;
3) выложить предметы из емкости путем ее переворачивания, например, опрокинуть мисочки с шариками; разрушить башенки из кубиков на лоточке;
4) обследовать предметы (игрушки) не только в горизонтальной плоскости, лежа на спине или на животе, опираясь на руки, но и находясь в вертикальном положении (на руках у взрослого);
5) способен заниматься предметами и игрушками от 1 до 1,5(2) мин.
Социальное развитие
1. К 7 месяцам ребенок проявляет яркий интерес ко взрослому. Стремится вызвать взрослого на совместные действия по поводу освоения окружающего пространства и манипулирования предметами. Потребность в контактах нарастает.
2. Использует различные доступные ему способы, чтобы обратить на себя внимание близкого человека: выбрасывает игрушки, стучит ими.
3. В процессе «делового» общения эмоционально реагирует на отношение к себе взрослого, раскрывающего малышу свойства вещей и отношений окружающего мира.
4. К 7 месяцам обнаруживает потребность посильной самостоятельности в освоении близлежащего пространства (ползает) и в действиях с предметами.
5. Нуждается в участии взрослого в совместных игровых ситуациях, сохраняя ориентировочную активность до 5-6 мин.
Речевое развитие
1. К 7 месяцам ребенок подолгу лепечет.
Способен повторно произносить одни и те же слоги (2-3).
2. Малыш вступает в «перекличку» со взрослым, если последний побуждает его к этому: повторяет те слоги, которые имеются в лепете ребенка.
3. Ребенок понимает интонации речи взрослого, по-разному реагирует на радостные и грустные нотки его голоса. Эмоционально отзывчив на речевое общение.
4. На вопрос «где?» показывает пальчиком на игрушки, стоящие всегда в определенном месте.
5. Чисто речевое занятие со взрослым может длиться 2-3 мин. Занятие с введением игрушек, показов, двигательной активности может проходить до 6 мин.
Моторное развитие
1. К 7 месяцам ребенок ползает хорошо, быстро и в разных направлениях.
Познавательная активность стимулирует навыки ползания на основе ориентировки в ближайшем пространстве.
В начале месяца способен делать попытки к овладению игрушкой, поставленной на расстояние 70-100 см. (Это расстояние устанавливается индивидуально для каждого малыша, исходя из его физических возможностей).
2. К 7 месяцам сразу ползет вперед к игрушке, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро и любым способом меняет направление. Сразу или время от времени отвлекаясь проползает 1-2 м.
3. Способен взять игрушку в руку из любых положений, при этом ориентируется на ее положение в пространстве. Делает попытки приспособить руку при захвате предмета, ориентируясь на его величину и форму.
4. Может воздействовать предметом на предмет, если они физически скреплены.
Оглавление:
1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц