Не секрет, что российские дорогие опасны. Ежедневно в новостях попадаются шокирующие заголовки о гибели детей под колесами автомобилей и в дорожно-транспортных происшествиях. В значительной степени ситуация осложняется довольно скептическим, несмотря на внушительные штрафы, отношением к использованию детских удерживающих устройств. Но даже детские автокресла не являются панацеей от несчастных случаев, как видно из статистики ГИБДД, которую портал Материнство приводит в данной публикации.
Выступая на презентации скандинавских брендов BeSafe® и Voksi® на прошлой неделе, Сергей Владимирович Хранцкевич, полковник полиции, заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Российской Федерации, привел подробную статистику по детской смертности в ДТП на дорогах России в 2017 году.
На территории России за 10 месяцев 2017 года зарегистрировано 16 486 ДТП с участием детей, в которых погибли 616 детей 17 750 несовершеннолетних получили травмы различной степени тяжести.
Печальная статистика детской смертности растет
К сожалению, в последние годы имеется тенденция к последовательному и практически ежегодному увеличению числа происшествий с детьми-пассажирами, т.е. пассивными участниками дорожного движения.
Рост количества происшествий с детьми напрямую связан с общим ростом численности детей, в том числе перевозимых в качестве пассажиров, на что опять же оказывает влияние ежегодное увеличение количества транспортных средств, находящихся в эксплуатации (с 2008 года количество легкового транспорта увеличилось почти на 9 млн).
Всего за 10 месяцев 2017 года зарегистрировано 7 406 ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами, в которых 380 детей погибли и 8 510 получили ранения.
Для сравнения, в Норвегии, где действуют строгие правила перевозки детей и даже запрещена перевозка детей до 3 лет в автокресле, установленном лицом по ходу движения автомобиля, детская смертность на дорогах с 2015 года равна нулю (прим. редакции Материнства по информации, предоставленной Мартином Мое, бренд-менеджером компании BeSafe®).
Статистика детской смертности на дорогах Норвегии
Как показывает анализ, из общего числа ДТП с участием детей почти половина (45%) – это ДТП с участием детей-пассажиров. При этом число погибших детей-пассажиров на 207 превышает число погибших детей-пешеходов и составляет 62% от всех погибших детей.
В подавляющем большинстве случаев дети-пассажиры являлись участниками происшествий при столкновениях транспортах средств.
Более 85% детей-пассажиров, пострадавших в ДТП, находились в салонах легковых автомобилей.
При этом 86,3% происшествий произошли с участием детей-пассажиров, которые перевозились в соответствии с ПДД РФ. И только в 13,7% ДТП зафиксированы нарушения перевозки пассажиров.
71 ребенок погиб из-за отсутствия удерживающего устройства
Пренебрежение водителей к использованию детских удерживающих устройств зафиксировано при оформлении каждого 7-го ДТП (11,4%) с участием детей до 12 лет.
В 850 таких ДТП 71 ребёнок погиб и 998 детей получили ранения.
В каждом четвёртом случае смерти ребёнка (при перевозке детей в возрасте до 12 лет) водители допустили нарушения правил перевозки детей.
30% погибших младенцев до 1 года находились на руках у взрослых
Почти половина (42%) погибших детей-пассажиров в возрасте до 1 года находилась в автолюльках. На руках у взрослых – около 30%, в съемных люльках от колясок – 7,6%.
Автокресла и удерживающие устройства – не панацея
72% (184) погибших детей в возрасте до 12 лет, перевозились в легковых автомобилях с помощью детских удерживающих устройств (в автолюльках, автокреслах, бустерах, с использованием накладок на ремни безопасности).
Почти две трети (64%) ДТП произошли на территории городов и населенных пунктов. Число погибших детей на дорогах вне населённых пунктов на 40% больше.
Водители, перевозящие детей, сами нарушают ПДД
Как ни печально, в большинстве своём ДТП с детьми-пассажирами происходят с участием водителей, имеющих стаж вождения больше 2-х лет. То есть водители уже чувствуют себя профессионалами и считают возможным нарушать ПДД.
Почти в 45% ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами виновниками ДТП являлись водители транспортных средств, в которых они находились. В таких ДТП отмечено 66% смертельных случаев.
Среди основных нарушений ПДД водителями транспортных средств, в результате которых произошли ДТП с участием детей-пассажиров: выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части.