Рисование на молоке, бизиборд, кляксография, песочная терапия: как воспитатели в детских садах занимаются с малышами и с помощью игр обучают детей.

Рисование на молоке

Рисование на молоке

Одна из нетрадиционных техник творческого развития – рисование на молоке. Процесс подготовки предельно прост: для работы нужно молоко, лучше жирное, пищевые красители (жидкие или гелевые), средство для мытья посуды, ватные палочки, глубокая тарелка, куда и наливается молоко. Потом по молочной глади ватными палочками с краской расставить точки на расстоянии друг от друга. Затем поставить точки с моющим средством. Можно накапать краску и пипеткой. Хаотичные рисунки получаются при смешении средства для мытья посуды и состава молока: молекула молочного жира разбивается и окрашивается всеми возможными цветами. Сюрреалистические рисунки и непредсказуемые цветовые композиции вызывают у детей искренний восторг. «Процесс рождения картины завораживает, – сказала старший воспитатель дошкольных образовательных площадок школы № 2120 Елена Оганесова. – Эксперимент развивает фантазию и творчество. Техника даёт возможность отдохнуть. Когда на улице плохая погода, рисование на молоке увлекает, помогает абстрагироваться и окунуться в мир игры и волшебства».

Кляксография

Кляксография

Можно сказать, что кляксография – это альтернатива раскраскам. Абстрактные образы в духе картин Джексона Поллока создаются из обычной кляксы – бесформенное пятно ставится гуашью, разведённой водой, или акварелью. Потом кляксу дорисовывают до любого предмета с помощью палочек или выдувая через трубочку. В детском саду школы № 2120 занятия проходят в рамках дополнительного образования. Дети на одном листе бумаги ставят кляксу, потом сгибают его и начинают созидать. Педагог обсуждает с каждым художником, что он видит (слона, бабочку, гриб), и они вместе придумывают, как завершить композицию. Например, с помощью трубочки можно выдуть иголки ежика. «Кляксография помогает детям чувствовать себя раскованнее, и смелее, – рассказывает педагог дополнительного образования школы № 2120 Владимир Григорьев. – Работа с красками и кистью развивает эстетическое восприятие и эмоциональность, тренирует глазомер и координацию. Кляксографию применяют психологи и логопеды – выдувание через трубочку развивает артикуляцию, укрепляет силу легких».

Эксперименты с живописью в технике кляксографии, которой пользовались авторы иллюстраций сказок «Дикие лебеди» и «Спящая красавица» Э.Булатов и О.Васильев, проводят и в детсаду школы № 2065. Педагог поэтапно вводит пятилеток в особенности техники. «Есть шаблон, что за кляксу будут ругать, а здесь запрещённое становится началом творческого процесса, – делится воспитатель детского сада школы № 2065 Любовь Толстикова. – Кляксография развивает мелкую моторику. В процессе создания рисунка малыш думает и анализирует».

Бизиборд в детском саду

Занятия на бизиборде

Воспитатели вместе с родителями младшей группы школы № 2065 смастерили бизиборд. Это развивающая доска, на которой закреплены различные предметы. Например, с помощью тактильного восприятие предметов из фетра – дорожных знаков и элементов уличного ландшафта – дети делают первые шаги в изучении правил дорожного движения. На доске расположены бытовые предметы, которые малыши определяют на ощупь с закрытыми глазами и пытаются догадаться, из чего сделан телефон или счёты, какие они выполняют функции. Игровой стенд можно создать самим, пофантазировать на любую тему и дать малышам представление о мире, а с помощью сенсорного восприятия развить образное и логическое мышление.

Музыкальные викторины

В дошкольном отделении школы № 1368 открылся «Музей грампластинок», где дети сами включают ретро аппаратуру, соревнуются в знании мотивов популярных детских песен и слушают лекции об истории звукозаписи. В музее собрано более 30 пластинок со сказками Андерсена, Чуковского, Барто, с песнями из советских мультфильмов – «Два веселых гуся», «Пусть бегут неуклюже», «Антошка». По словам методиста дошкольного отделения школы №1368 Татьяны Рябцевой, экспозиция музея родилась благодаря участию педагогов и родителей. У многих дома сохранились пластинки, которые они принесли в музей. «Мы хотим сохранить связь поколений и хрупкий мир детства, который может уйти безвозвратно», – рассказала Татьяна Рябцева. В ретро-музее дошкольники организуют развлекательные викторины, на лекциях им рассказывают об истории появления винилового проигрывателя, различиях жестких и гибких грампластинок, которые когда-то вкладывали в музыкальные журналы.

Фотоквест

Один из способов познакомить детей с многообразием природы и животного мира России – сделать выставку фотографий прямо в стенах детского сада. Так, на одной из площадок школы № 2025 открылась фотовыставка - из архива Российского географического общества выставлено более 70 фото разных уголков нашей страны. Репортажные снимки профессиональных фотографов были сделаны для конкурса «Фотография России». «Красочные снимки позволяют увидеть разные климатические зоны России, – рассказывает Юлия Волкова, руководитель здания № 7 школы №2025, – фотографы использовали макросъемку и дети могут рассмотреть у зверей выражение глаз, даже каждую шерстинку. Дошколята пока маленькие и не могут увидеть мир, а в форме опосредованного знакомства с природой узнают и интересуются страной, в которой живут!»

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Для речевого развития ребенка в школе №1391 используется пальчиковая гимнастика. Занятия для дошколят проходят в виде короткой разминки. Упражнения для пальчиков сопровождаются четверостишьями, связывающими движение с речью. «Помимо того, что пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, координации движения, она развивает и творческие способности детей. На кончиках пальцев, как и на языке, находится огромное количество нервных окончаний. Чем лучше работают пальчики, тем раньше и лучше ребенок начинает говорить», - рассказала старший воспитатель дошкольной образовательной площадки №3 школы № 1391 Ольга Никитина. Такая форма работы с ребёнком подтверждает слова педагога Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».

Связь поколений

Объединение детей в разновозрастные группы развивает социализацию и коммуникацию. Так, например, по инициативе педагогов начальных классов школы № 1788 дети младших классов проводят занятия с дошколятами. Система преемственности возобновляет утраченные связи поколений, которые были в прошлом веке, когда дети разного возраста вместе проводили время во дворах. Ученики младшей школы приходят в детсад, читают малышам сказки и играют с ними. «Дети начальной школы готовят будущих первоклашек переступить порог школы, они проявляют простые, но важные чувства заботы и опеки: преемственность помогает развивать навыки общения, которые необходимы человеку с юного возраста», – сказала учитель начальных классов школы № 1788 Анна Дынкина. Приходят в детский сад третьеклассники и рассказывают, кто такие школьники, чем они занимаются, спрашивают у малышей, какие буквы и цифры они знают. Школьники охотно выступают в роли учителей. Кроме того, дошколята и ученики школы №1788 вместе готовят творческие проекты для школьных праздников. В прошлом году на День рождение школы детсадовцы сделали для младших школьников выставку детских книг и создали Мойдодыра, первоклашки, в свою очередь, поставили и показали театрализованный номер.

Песочные картины

Песочная арт-терапия

Песочная арт-терапия Sand Art для дошколят проходит в школе № 2117 под спокойную музыку. Контакт с песком развивает у детей мелкую моторику, память и воображение. Основная цель таких занятий - высвободить творческую энергию, помочь детям расслабиться и получить эмоциональную разрядку. Изначально методика была разработана для детей с социальной девиацией в качестве психотерапии, затем получила мировое признание как инструмент развития памяти и воображения. На мастер-классах дошколята работают с цветным песком. «Во время занятий арт-терапией дети находятся в спокойной обстановке, – сказала помощник воспитателя дошкольного отделения №3 школы № 2117 Валентина Егорова. – Взаимодействие с песком развивает мелкую моторику и воображение. Ребята сочиняют сказки или истории, которые раскрывают воображаемые песочные композиции. Расслабляющие занятия обладают терапевтическим эффектом: помогают ребенку вербализовать свои эмоции и учат коммуникативности».

Рисование на песке