На самом деле я не знаю, существует ли такой термин. Но проблема существует, это я знаю точно. Анализируя детские воспоминания своих взрослых клиентов, я была поражена, как много травмирующих психику ситуаций в детстве связано с общественными туалетами. Люди рассказывают об этом с улыбкой, вроде бы детские страдания остались в прошлом. Вроде бы... «В середине первого класса меня перевели в другую школу. Я не знал, где туалет, а у учительницы спросить постеснялся. На последнем уроке описался. Ждал после урока, чтобы все вышли из класса и не заметили моих мокрых штанов. Но ребята заметили, стали смеяться. Я заплакал, а на следующий день заболел. Долго не мог выздороветь; как только думал про школу, поднималась температура.» Сейчас этот молодой человек не может устроиться на работу, хотя в кармане лежит диплом престижного ВУЗа. Сложно сходиться с людьми, привыкает к новому коллективу. И почему -то в беседе о сегодняшних проблемах выплыл этот детский случай.

На определённом этапе своего развития ребёнок начинает понимать, что посещение туалета - дело интимное, не терпящее свидетелей. Коллективные посиделки на горшках в яслях - это игра, возможность пообщаться, обследовать рядом сидящего. Но вырастая ребенок начинает испытывать желание уединиться. Появляется стыдливость и это нормальное, естественное чувство для ребенка 5 - 6 лет. А как же реагируют на это взрослые? Они ужесточают контроль. Стремление ребёнка закрыть на крючок дверь туалета рождает у взрослого подозрение : а что он там будет делать?! К счастью, родители, озабоченные этой проблемой, встречаются не так уж часто. Но тотальный контроль представителей общественного воспитания и образования - вещь обыденная. Воспитатели в детских садах приучают детей просить разрешения сходить в туалет, нередко, при этом уточняя: «А зачем?» Особо застенчивые и стыдливые ребята привыкают терпеть. Одна малышка призналась мне, что не любит детский сад из - за «тихого часа»: боится, что захочет в туалет, а воспитатель не пустит. Так и мается девочка каждый день по 2 часа в кровати, не может заснуть. Ведь, как известно, когда нельзя - очень хочется. С поступлением в школу проблемы обостряются. Малыши бояться старших ребят, которые могут зайти в туалет в самый неподходящий момент. Старшие, представьте, бояться того же. Взрослая дочь одной моей знакомой пережила сильный стресс, когда ее « застукали» в учительском туалете. А бегала она туда втайне только по одной известной всем причине - учителя обезопасили себя крючком. Особенно страдают «домашние» дети, не привыкшие к грубому посягательству на естественные потребности. Дома - слезы, отказ ходить в школу, зачастую - без объяснений. Ведь кто -то когда - то внушил, что об этом говорить стыдно. А для решения проблемы надо не так уж и много: кабинка туалета должна иметь дверь, а та, в свою очередь, крючок. Еще, желательно, чтобы туалет не вызывал отвращение резким запахом. Совсем идеально, если в нем будет туалетная бумага, раковина с кусочком мыла. На все это никогда не хватает средств. Но ведь умудряются же руководители покупать компьютерные классы, видеотехнику, новую мебель и т. д. А еще надо учиться уважать личность ребенка. Хотите узнать, как? Вспомните случай из своего детства........

Хотелось бы еще вспомнить великого Фрейда с его теорией развития личности и влиянием анальной стадии на формирование самооценки, самоконтроля. А еще хотелось описать ситуации из жизни своего ребенка, но не буду: страхи ушли в прошлое, но воспоминания о них живы. Спасибо сынок, что ты доверил их мне. А я постараюсь помочь не только тебе.