Москва ещё покрыта золотой листвой, а Мосфильм уже вовсю готовит новогоднюю «Киноелку». В этом году проект будет посвящён юбилею – в январе знаменитой столичной киностудии исполняется 95 лет!
После Киноелки дети приходят домой и просят родителей показать им советские фильмы. Некоторые школьники всерьёз удивляются: «А разве в России снимают кино?» Интересно, что наибольшей популярностью у «поколения Z» пользуется фильм «Кин-Дза-Дза».
Кстати, на Мосфильме есть музей, который доставит массу удовольствия ценителям советского кинематографа.
Зал ретротранспорта
Коллекция ретротранспорта киностудии является одной и самых богатых в России. Все экспонаты музея являются действующими образцами, отреставрированными или практически полностью восстановленными силами сотрудников «Мосфильма». Экспозиция регулярно обновляется, поскольку автомобили Музея – действующие «актеры». Многих из них можно назвать настоящими звездами: ГАЗ 21 из «Бриллиантовой руки», Мерседес-Бенц из «Семнадцати мгновений весны», пожарная машина из «12 стульев» Гайдая, ЗИС-8 из «Место встречи изменить нельзя» и многие другие узнаваемые автомобили.
«Это машина Стенькина, а он взяточник»
«- Володь, а давай я тебя отвезу. - Отвези меня, отец. Отвези меня в роддом»
«- Как же, Глеб Егорыч, не отставай, когда у него мотор втрое! ... В Сокольники он, гад, рвется. Там есть где спрятаться»
Паккард выпуска 1937 года
А этот ЗИС находился когда-то в гараже у Лаврентия Берии.
Трактор Фордзон, выпущенный в США в 1913 году, снимается довольно редко, но тем не менее, на ходу. Для кино не важна "начинка" автомобилей, главное - внешний облик, поэтому большинство ретро-автомобилей Мосфильма ездят на современных двигателях от других марок.
Даймлер-Ягуар выпуска 1990 года - единственный автомобиль, имеющий собственный госномер.
Руссо-Балт-К12/20 выпущен в 1911 году. Снимался в фильмах: "Гибель империи", "Любовь, одна любовь", "Грехи отцов", "Всадник по имени смерть", "Есенин", "Елки 2014".
Кроме автомобилей, в зале выставлены еще несколько интересных экспонатов. Например, автомат по продаже газированной воды.
Макет деревни для сцены танкового боя в кинокартине "Белый тигр"
Восковая портретная фигура маршала Г. К. Жукова
Зал карет
Один из самых запоминающихся залов Музея. Здесь можно увидеть пролетки, сани и даже царскую карету 18 века, отреставрированную в соответствии с оригиналом, находящимся в запасниках Исторического Музея. Экспонаты из этого зала не менее титулованные актеры – их можно увидеть в фильмах «Станционный смотритель», «Война и мир» и т.д.
Реквизит деревенского быта и декорация конюшни использовались во многих известных фильмах: "Анна Каренина", "Формула любви", "Барышня-Крестьянка", "Михайло Ломоносов" и др.
Декорация к фильму "Яды или Всемирная история отравлений". Чучело быка использовалось для съемок сцены купания в крови свежеубитого животного.
Зал костюмов
Экспозиция подлинников костюмов собиралась на «Мосфильме» еще с 1920-х годов. Большая часть экспонатов была задействована в фильмах, ставших классикой отечественного кинематографа. В рамках экскурсии будут показаны кружевные платья из «Войны и мира» Сергея Бондарчука и «Анны Карениной» Александра Зархи, платья главной героини «Соляриса» Андрея Тарковского и монашеское одеяние Рублева из картины «Андрей Рублев», роскошные царские одеяния из фильма «Борис Годунов».
Костюмы Анфиски и Раиски из "Женитьбы Бальзаминова", 1964 год.
Платье Элен Курагиной из фильма "Война и мир" С. Бондарчука (1964 год)
Мундир князя Андрея Болконского (Вячеслав Тихонов) из фильма "Война и мир" С. Бондарчука (1964 год)
Халат Обломова из фильма 1979 года (в главной роли - Олег Табаков)
Костюмы из фильма "Руслан и Людмила", 1972 год
Костюмы из фильма "Борис Годунов" 1986 год
Костюмы к фильмам "Солярис" и "Андрей Рублев" Арсения Тарковского.
Костюмы к фильму "Анна Каренина" А. Зархи, 1967 год.
Костюмы к фильму "Цареубийца" Карена Шахназарова, 1991 год
Корона Российской империи - ходили слухи, будто Алмазный фонд передал ее на хранение в Мосфильм - так мол безопаснее. На самом деле в этой короне использовано стекло, потому что оно лучше блестит на экране. А вот подлинные бриллианты в кино выглядят тускло.
А это тот самый "Шлем Александра Македонского" из культового фильма "Джентельмены удачи". Переделан из пожарной каски.
Это вовсе не посмертные маски, как могут подумать, а слепки, по которым актерам разрабатывается грим.
На фото показан процесс нанесения сложного грима.
Эти перчатки изготовлены специально для Чуда-Юда, которое сыграл Александр Семчев в фильме "Последний богатырь" (2017).
Натурная площадка
На самой большой натурной площадке Мосфильма, площадью более 3000 кв. м, в разное время создавались декорации Венеции, Чудского озера, сибирской деревни, а теперь расположились улицы старой Москвы и Санкт-Петербурга. Примечательно, что не в один из домов практически нельзя войти. Натурная площадка – это лишь фасады домов из фанеры и пенопласта. Интерьеры снимаются отдельно, в кинопавильонах.
Натурная площадка состоит из двух улиц, одна из которых изображает старую Москву, а другая - Питер. На этом кадре граница городов и стилей видна даже неискушенному в архитектурных стилях зрителю. Слева - Москва с характерной белой шатровой колокольней в стиле XVII века, справа - Санкт-Петербург с его имперским стилем из строгого серого камня.
В Москве почти не осталось мест, где можно было бы снимать исторические сцены - без рекламы, проводов и других современных атрибутов. Даже на натурной площадке Мосфильма это делать становится все сложнее - город врывается и сюда.
Заказать экскурсию на Мосфильм можно по ссылке: https://www.mosfilm.ru/fans/excursion/