Споры о пагубном влиянии видеоигр на человеческую психику не утихают на протяжении последних десятилетий, а некоторые трагические события напрямую связывают с «жестокими видеоиграми». Родители стремятся ограничить время игровых сессий для своих детей, а федеральные каналы рассказывают о тлетворном воздействии компьютерных игр на мозг ребенка.

Видеоигры. Фото Magnus

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила видеоигровую зависимость в список болезней и расстройств, однако статистика по этим данным является неоднозначной: доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10–14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». Тем не менее, психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит гораздо менее утешительную статистику: по ее мнению, среди лиц, играющих в видеоигры, 40–80% страдают зависимостью.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, в конце 2017 года ученые из Нью-Йоркского Университета опубликовали исследование[1], согласно результатам которого не удалось выявить влияние жестоких видеоигр на поведение человека. Следует отметить, что в данном эксперименте приняли участие почти 3 000 человек.

Мы спросили психотерапевта АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Гарцева Леонида Сергеевича, действительно ли видеоигры тлетворно влияют на человеческую психику.

- Видеоигры не могут вызвать у любого человека желание навредить близким. В истории человечества есть масса случаев, когда те или иные виды времяпрепровождения оценивались обществом, как нечто, несущее исклюкчительно пагубное влияние на человека. В 19 веке то же ставилось в вину к книгам. По сути, видеоигры - это относительно свежий культурный феномен, в связи с чем, к нему относятся достаточно настороженно. Говорить о прямой корреляции между видеоиграми и каким-либо противоправным поведением нельзя. Наоборот, есть тенденция снижения делинквентного2 поведения в момент выхода новых игр. Видеоигры - это просто средство развлечения. Вполне возможно, что у человека есть какая-то проблема эмоционального толка, которая успешно замещается играми. В других случаях ее можно было бы сублимировать алкоголем, случайными половыми связями, да даже просмотром телевизора – проблема вовсе не в играх, а в трудностях, которые человек пытается решить за счет них.

Что касается киберспортивных соревнований и их влиянии на психику человека, то тут следует отметить, что существуют исследования, которые указывают на то, что увлечение играми оказывает положительное влияние на психику за счет повышения концентрации внимания, улучшая пространственное мышление, а благодаря «командности» киберспорта, они позволяют игроку научиться работать в команде.

По сути, говорить о том, что это оказывает какое-либо влияние можно только применительно к конкретным случаям. Есть, разумеется, примеры, когда люди тратили все свое свободное время на игры, и это негативным образом сказывалось на их психическом здоровьи.. Однако, если рассматривать эти прецеденты в масштабах всех увлекающихся играми людей, то станет очевидно, что это исключительно единичные случаи и говорить о прямой корреляции нельзя.

Лично я сам к видеоиграм отношусь положительно и считаю, что это еще один продукт современной культуры наравне с книгами и театром. Играю несколько часов в неделю.

 

[1] https://www.york.ac.uk/news-and-events/news/2018/research/no-evidence-to-link-violence-and-video-games/

 [2] Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.