15 января в московской школе №113 произошел конфликт. Ученик восьмого класса Дмитрий М. во время проверочной работы по физике вместо выполнения задания слушал музыку через наушники. На просьбы снять их он не реагировал. Когда учитель попыталась снять наушники с подростка, он дважды ударил ее в лицо, а затем начал громить класс, бить стекла в шкафах. Во время погрома подросток порезал себе руку. Учительнице, чудом не лишившейся глаза, и буянящему подростку была оказана помощь бригадой «скорой помощи».

Через три дня директор школы Давор Туба написал заявление об увольнении по собственному желанию. Новость об увольнении директора вызвала возмущение среди родительской общественности, детей и педагогов учебно-воспитательного комплекса (включает две школы и пять детских садов). Родители учеников и сами школьники уверены, что их любимого директора вынудили написать заявление, и требуют вернуть Тубу на должность директора.

Собрание около школы 113. Фото https://www.facebook.com/

Давор Туба — воспитанник этой школы: он окончил ее, во время учебы в вузе работал здесь вожатым, а затем — учителем, заместителем директора, директором. «Ему  удалось не только сохранить, но и приумножить традиции школы, вывести ее на новый уровень, — пояснил один из активистов. — В школе прекрасная атмосфера. Этот тот нечастый случай, когда директора любили все — дети, родители и учителя».

Ситуация вызвала большой общественный резонанс: о случившемся сообщали федеральные СМИ, а участники конфликта приняли участие в ток-шоу на «Первом канале».

Ученики требуют вернуть директора. Фото: из архива Антонина Горбунова

Под первым требованием к департаменту о возвращении Тубы подписалось больше 800 человек, следующее письмо собрало полторы тысячи подписей, электронная петиция – свыше 6 тысяч. Родители школьников уверены, что чиновники департамента образования под руководством Исаака Калины пошли по самому простому пути: не стали разбираться в проблеме, а просто назначили «козла отпущения».

Об особом ребенке

По рассказам родителей, восьмиклассник, ударивший учительницу, — ребенок сложный, запущенный: он оставался на второй год, находился на домашнем обучении, из-за агрессии к соученикам и сотрудникам учебных заведений сменил три школы. Семья у подростка неблагополучная — его воспитывают  выпивающий отец и старенькая бабушка.

«Таким ребенком органам опеки нужно было заниматься давно. Теперь для коррекции его поведения, вероятно, нужен даже не психолог, а психиатр. Это явно не задача школы. Но крайним почему-то сделали директора», — выразил мнение один из активистов.

«Наш учитель – очень опытный, строгий и сильный педагог. Поэтому ей и доверили непростого ребенка», - рассказывает мама ученика, которому довелось быть одноклассником Дмитрия М. в начальной школе. - «Теперь каждый день она писала докладные записки, искала Диму по коридорам. Пол урока отдавала только ему, наши дети были заброшены. Он мог спокойно прогуливать уроки, шатаясь по школьным коридорам, игнорировать требования учителя. Бился головой об батарею. Вставал и ходил во время урока. По мере взросления учиться с Димой становилось только сложнее и сложнее. Его поведение становилось все более эгоцентричным. И в 4-ом классе он вылез на козырек школы и грозился спрыгнуть. Приезжала милиция и скорая помощь. Вся школа была на ушах».

«Ребенок [который ударил учителя] из очень неблагополучной семьи, с нарушением поведения и общения, так скажем, особый ребенок, который нуждается в коррекционном образовании, – рассказала другая активистка, Светлана, отметив, что на взгляд родительского сообщества обычная учеба в классе с 30 другими детьми для мальчика невозможна. – Мы все прекрасно понимаем, что индивидуальный подход к таким детям на уроках в общеобразовательной школе – это только фикция. Там нет ни ресурсов, ни механизмов, которые четко выработаны по отношению к таким детям, это проблема системы, проблема реформ, которые были проведены. Директор фактически стал жертвой этой системы».

Директор оказался крайним

«Он написал [заявление] сам, да. В этом камень преткновения, но мы все знаем методы [убеждения]. Конечно, он написал заявление об отзыве [заявления об увольнении по собственному желанию], но никакой реакции не произошло», – рассказала Светлана.

Она пояснила, что департамент вообще не ответил на второе заявление Давора Тубы, а обращения родителей чиновники спустили в саму школу – где на них пришлось отвечать новому руководителю образовательного учреждения. «Те письма, которые мы отправили в Министерство, оно спустило в департамент, – сообщила она. – То, что мы писали президенту – президент спустил в мэрию и департамент. То есть получился порочный круг. В этом вся трагедия – я пафосно, конечно, говорю – но человека не слышат. И ведь это родители и дети, которые пытаются донести свою позицию, но на нас даже не обращают внимания и не удосуживаются хоть как-то ответить. Считают даже не за вошь, не знаю за кого».

Реформу надо повернуть вспять

11 февраля у здания столичного департамента образования на Большой Спасской улице начались пикеты с требованием вернуть уволенного директора школы №113 Давора Тубу, которые идут по сей день. Чиновники никак не реагируют на пикеты, но родители не сдаются. Москвичи пошли дальше и готовят митинг протеста против оптимизации столичных школ и силовых действий департамента. Датой проведения митинга родители определили 22 февраля. «Мы подаем (заявку) на 500 человек. У нас есть программа, есть спикеры – это депутаты Мосгордумы, муниципальные депутаты, родители, заслуженные учителя России, профсоюзы, студенчество, – рассказала собеседница агентства. – Если откажут в митинге, мы подадим еще раз».

Пикет 11 февраля. Фото https://www.facebook.com/

«Директор стал жертвой существующей системы», – заявляют организаторы протестной акции, отмечая, что необходима масштабная реформа городской системы образования с отменой объединения школ и возвращением специализированных учебных заведений для особых детей.

«Наш частный случай вскрыл последствия, которые могут произойти. Департамент не разбирает [что произошло], не проводит внутреннее расследование, не устанавливает степень вины каждого участника конфликта. Он идет по самому простому пути: делает виновным директора и просит его уволиться. Это административное давление, под которым директор пишет заявление о собственном увольнении».

В профильных группах в соцсетях родители из 113-ой школы пишут, что ждут на митинге москвичей из всех школ столицы, недовольных оптимизацией и самой системой образования в Москве. Публикации в соцсетях идут с хэштегом #школанашедело и #вернитедавора.

Собрание около школы 113. Фото https://www.facebook.com/

Участники митинга намерены потребовать от столичного департамента образования не только вернуть на должность директора Давора Тубу, но и изменить саму кадровую политику, отказавшись от назначения в школы «эффективных менеджеров» в пользу профессионалов с педагогическим образованием, прекратить манипулирование директорским корпусом в политических и экономических целях, остановить слияние и объединение школ, садов, колледжей и лицеев в огромные образовательные комплексы.

«Сохранить коррекционные школы и детские сады всех специализированных видов. Восстановить претерпевшие слияние коррекционные школы/детские сады как самостоятельные организации, – говорится в проекте резолюции митинга. – Вернуть ликвидированные в ходе объединения и слияния номера известных всей Москве школ, восстановить их историю и традиции, уникальность, особую атмосферу творчества и сотрудничества, связывающую учеников, учителей и родителей».

Кроме того, активисты будут потребовать отмены нормативно-подушевого финансирования школ, и обеспечения реализации прав родителей и обучающихся быть равноправными участниками образовательного процесса.

По данным сайтов:

https://newdaynews.ru/moscow/683128.html

https://newdaynews.ru/moscow/683935.html

https://www.rosbalt.ru/moscow/2020/02/11/1827326.html

https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/podrobnosti-o-huligane-iz-shkoly-113-uchitsya-s-takim-v-odnom-klasse-nevozmozhno/