Учебный год завершается досрочно из-за дистанционки, от которой все страшно устали: учителя, ученики и родители. Почему этот вынужденный эксперимент провалился и как надо было организовать дистанционное обучение, чтобы оно принесло пользу? Об этом рассуждают известные психологи: Людмила Петрановская, Екатерина Мурашова, Марьяна Безруких.

Людмила Петрановская о дистанционном обучении Российский психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская на Дети.Мейл.ру:

«Дети никогда такого не видели, учителя тоже не успевают адаптироваться. В итоге все это превращается в хаос и нервотрепку, когда на родителей и детей сваливается огромное количество заданий.

От учителей требуют невесть чего и тоже держат в постоянном стрессе, и они, зажмурившись, кидаются всеми заданиями, которые нашли в своих папках и файлах. Родители все это ловят и принимают как данность, что они каким-то образом должны, как сейчас модно говорить, мотивировать ребенка на то, чтобы это все сделать. В итоге через две недели уже в истерике все. Учителя падают с ног и хотят, чтобы их пристрелили».

Сделать дистанционку качественной не было времени

«Сделать дистанционные курсы с такой скоростью качественными невозможно. Для того чтобы перенести живой курс в дистанционный, необходимо вытянуть все, что живой человек вытягивает во время коммуникации. Хороший педагог вытягивает занятие на мимике, на тоне, на взглядах, на шутках, на перебросах спонтанными репликами с детьми.

Сегодня этого нет, и это должно вытягиваться какими-то картинками, инфографикой, анимацией, демонстрационными экспериментами или чем-то еще. Все это требует большой работы, больших усилий и времени.

Ни у кого сейчас на это нет ресурсов. Реально дети получают дистанционное образование в формате говорящей головы. Говорящую голову слушать целый день сложно. У кого-то из преподавателей хватает харизмы, у кого-то — нет.

Почему провалилось дистанционное обучение Дистанционное обучение. Фото - фотобанк Лори

Но учителя не дикторы телевидения и не актеры театра! Нереалистично ставить задачу сохранения качества образования при таком экстренном и вынужденном переходе на дистанционное образование. Это невозможно сделать, надрываясь и обвиняя друг друга».

Не пугайтесь: учеба просядет

«Спокойно принимайте факт, что все дети сейчас просядут с учебой. Кто-то что-то пропустит, кто-то что-то не поймет, кто-то что-то не сделает, какие-то темы окажутся неясными. Это нормально, это естественно, в сложившейся ситуации не может быть иначе. Давайте без фанатизма!

Не надо требовать, чтобы дети делали абсолютно все любой ценой. Если они просто слушают уроки и делают какую-то часть из того, что присылают, достаточно!

Учителя сейчас просто не успевают проанализировать, что и в каком количестве присылать, и шлют все, что у них есть по теме. Многие учителя говорят, что после дня дистанционного образования они просто падают и спят, потому что это очень тяжело.

Давайте снижать градус требований и градус переживаний. Все отстанут, все пропустят, у всех что-то не получится — ничего страшного, это не конец света. Речь идет практически о двух месяцах, еще будет время все наверстать и повторить».

Как надо было организовать удаленку

«Учителя превратились в говорящие головы, хотя было бы лучше подбирать какие-то интересные фильмы (с того же Discovery), предлагать детям делать по ним тезисы, рисовать.

Ученики постарше могли бы делать ментальные схемы, опорные карты. Хорошо бы вместе обсуждать интересные исторические и художественные фильмы — это сэкономило бы всем и силы, и время. Но учителя зависят от программы и плана, а мудрости сверху ожидать не приходится».

Марьяна Безруких о дистанционном обучении Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких:

«Онлайн обучение на самоизоляции надо было организовать совсем иначе. Надо было использовать эти два месяца для того, чтобы прокачать метапредметные навыки, потренировать навыки письменной речи – то, на что в школьной программе всегда не хватает времени. Это было прекрасное время, которое можно было бы использовать.

Вместо этого получился полный хаос: педагоги не умели вести онлайн уроки, без конца делали замечания детям, которые отвлекаются. Но сидеть и слушать несколько часов «глаза в глаза» очень сложно.

Родителям не стоит переживать из-за снижения глубины изучения материала. Надо понимать, что глубина того, что происходит в школе, всегда очень небольшая. Все, что дети делали сейчас, в сентябре будут повторять. И главное, важно помнить, что школьные оценки не имеют в жизни никакого значения».

От родителей требуют контроля и вовлечения

Психологи из МГППУ советуют родителям углубиться в учебный процесс: «Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей».

Школьные учителя чаще всего с этим солидарны. Они активно вовлекают родителей, требуют контроля, жалуются на детей и просят «повлиять» и «разобраться». Но далеко не все психологи с этим солиданы.

Родителям надо расслабиться и отпустить ситуацию

Елизавета Мешкова  о дистанционном обучении Детский психолог, психиатр Елизавета Мешкова в эфире телеканала «Доктор»:

«Сейчас, во время самоизоляции, на родителей свалилось столько обязанностей, помимо обычных, что невозможно объять необъятное. У меня совет для родителей один: просто выдохните. Что-то ребёнок с вами усвоит, что-то пройдёт мимо, он доберёт это потом, если захочет, а может, это и вообще не нужно».

«Ваши отношения с ребёнком дороже, чем какой-то объём информации из школьной программы».

Екатерина Мурашова  о дистанционном обучении Семейный психолог, писатель Екатерина Мурашова:

«Поскольку все вводилось авральным порядком, к сожалению, сейчас ответственность за учебу ложится на семью. Но потом надо начинать постепенно перекладывать ответственность на детей. Дети эту ответственность берут. На самом деле, в детях это есть: если все взрослые ушли на фронт – дети встанут к станкам. Но это должна быть не игра, а реальная ситуация – тогда девять из десяти детей к станку встанут. Десятый – это, скорее всего, неврологический ребенок, которому нужна медикаментозная поддержка.

Человек не может днем следить за тем, как учится его ребенок, а ночью работать. Долго в таком режиме не протянуть, поэтому ответственность нужно передавать ребенку.

Ко мне приходили мамы еще до коронакризиса с вопросом: «Я устала все время делать с ребенком уроки, до 3-4 класса. Когда он уже созреет и начнет сам их делать?» Он никогда не созреет, если вы делаете с ним уроки. Пока вы берете на себя ответственность за то, чтобы у него были сделаны уроки, он не созреет. Представьте, что к вам по вторникам и пятницам приходит женщина и моет полы. Неизвестно, откуда она берется, она, может быть, вас даже раздражает, и полы не всегда идеальные, но все же дважды в неделю они чистые. Вы станете сражаться с нею за швабру? Не станете. Вот и ваш ребенок так же».