В России за последние четыре года охват вакцинацией против ротавирусной инфекции колебался от 1 до 3-х %, а это критично мало – при таком уровне невозможно говорить о каких-либо положительных эффектах от вакцинации. Нас спасают только отдельные регионы России, где вакцинация против ротавирусной инфекции реализуется в рамках региональных программ иммунизации. Об этом заявил на научно-практической конференции «Инфекционные болезни – актуальные проблемы, лечение и профилактика» заведующий лабораторией молекулярной диагностики и эпидемиологии кишечных инфекций Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Подколзин.
По словам эксперта, некоторые эпидемиологические эффекты применения вакцин можно наблюдать при среднем охвате вакцинации в диапазоне от 40 до 80%, а в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), охват вакцинацией против ротавируса ниже 40% для детей первого года жизни рассматривается как низкий.
По данным Подколзина, при пересчете всего объёма вакцинации против ротавирусной инфекции по всем регионам России, на Москву и Московскую область приходится более 60% объемов вакцинации в стране. Часто региональные программы вакцинации реализуются непоследовательно, с ежегодными колебаниями охвата вакцинируемых детей. В качестве положительного примера эксперт привел планомерное применение ротавирусных вакцин в Сахалинской области.
- Сейчас, в условиях эпидемии коронавирусной инфекции, система здравоохранения проходит проверку на прочность. И есть вероятность, что будет наблюдаться не только увеличение смертности от заболеваний, вызванных коронавирусом, но и с риск увеличения смертности от других инфекций. В этом случае грамотная вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний создает «подушку безопасности». К сожалению, в отношении ротавирусной инфекции такой «подушки безопасности» пока нет, - заключил эксперт.
При этом Александр Подколзин добавил, что вакцинация не должна останавливаться ни при штатной работе системы здравоохранения, ни в условиях повышенной нагрузки.
- Позитивный эффект от плановой вакцинопрофилактики ротавирусной инфекции в виде снижения нагрузки на профильные учреждения здравоохранения должен формироваться заблаговременно, не сопровождаясь последующей «оптимизацией» их количества, кадрового состава и коечного фонда. Только такой прагматичный подход позволит добиться «стрессоустойчивости» учреждений здравоохранения в период эпидемий, в том числе, будущих, - заметил эксперт.
По мнению заместителя директора по научной работе ФБУН «Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии» Александра Горелова ротавирусная инфекция может быть отнесена к разряду вакциноуправляемых, если охват вакцинации будет составлять 80% от целевой группы (дети до года).
- Говорить о том, что в России ротавирусная инфекция — это вакциноуправляемая инфекция, не приходится. В 2018 году против ротавируса было вакцинировано чуть более 42 тысяч человек в 6 регионах России. Из них 63% всех вакцин пришлось на Москву и Московскую область, 21% суммарно на Санкт-Петербург, Красноярский край, Сахалинскую и Свердловскую области. Популяционный эффект от вакцинации проявляется при охвате не менее 60%.
По статистике в мире дети попадают в больницу с диагнозом ротавирусной инфекции каждые три секунды.
- Альтернативой может стать стратегия, обозначенная ВОЗ, которая предусматривает массовую вакцинацию. Сегодня в мире в 104-х странах вакцинация против ротавируса входит в региональные программы иммунизации. В 88 странах она включена в национальные программы вакцинации. В России вакцинация против ротавирусной инфекции по-прежнему рекомендуется для включения в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) как наиболее эффективная стратегия борьбы с ротавирусной инфекцией. Мы ждали включения вакцинации в НКПП к 2020 году, но пока по-прежнему она проводится по эпидпоказаниям и в рамках отдельных региональных программ вакцинации, - добавил Александр Горелов.
Он также отметил, что уже через год после введения массовой вакцинации можно ожидать серьезные эффекты в виде снижения заболеваемости на 70-90%, количества госпитализаций - на 50%, а также смертности от острых кишечных инфекций - на 20-40%. При этом главным показателем станет снижение заболеваемости у детей, не подлежащих вакцинации, но контактирующих с детьми, получившими все три дозы вакцины, - на 15-70%.