Каждый день, пролистывая френдленту, я вижу улыбающиеся лица детей: у кого день рождения, у кого выпускной, кто-то просто нарисовал красивый рисунок или сходил на прогулку в лес… Мы привыкли делиться впечатлениями через соцсети, это уже никого не удивляет. Но, публикуя фотографии своих детей, всегда ли мы можем быть уверены, что не создаем им и себе проблем?

В английском языке не так давно появилось новое слово – sharenting, образованное из двух слов – share (делиться) и parenting (родительство). Sharenting – это ситуация, когда родители делятся информацией о своих детях в социальных сетях: выкладывают фото, видео, рассказывают истории из жизни. В русском языке такого термина нет, но само явление прекрасно знакомо российским родителям.

Зачем мы публикуем фотографии детей в соцсетях?

С точки зрения психолога Татьяны Шемякиной, людьми движут несколько механизмов:

  • Естественный импульс зафиксировать что-то в жизни, «остановить мгновение», лучше прочувствовать и запомнить значимое событие. Публикуя фотоотчеты о своей жизни, люди создают своего рода хронологию.
  • В некоторых случаях через публикацию фотографий детей достигается идентификация себя как родителя, подтверждение своей социальной роли.
  • Некоторые следуют ожиданиям общества. Раз все так делают – значит так нужно, значит, буду делать и я.
  • Часто люди таким способом продлевают свои эмоции, делятся ими с близкими (как им кажется) людьми, получают от них лайки и комменты, которые приносят дополнительное удовлетворение.

На самом деле, далеко не все склонны делиться в соцсетях личной жизнью. По данным опроса, проведенного компанией Avast, треть родителей, активно использующих социальные сети, никогда не публиковали фотографии своих детей.

Чего не надо делать в соцсетях Photo by Yura Fresh on Unsplash

Мы прекрасно знаем, что многие звездные родители, например принц Гарри и Меган Маркл, поначалу прячут своего младенца от камер, а если и выкладывают фото, то показывают ножки или ручки, но не лицо. Некоторые родители (15%) размывают или закрашивают лицо ребенка на фотографиях, или фотографируют только со спины, чтобы лица не было видно. Возможно, тут действуют не столько рациональные опасения киберугроз, сколько древний суеверный страх «сглаза» и «порчи», чаще всего неосознанный, но подсознательно ощущаемый.

Лишь каждая пятая мама (22%) публиковала фотографии своего ребенка младше трех лет, не закрывая и не размывая его лицо.

Ольга была в восторге от беременности и хотела рассказать о ней всему свету, но Артем, будущий папа, был категорически против размещения фотографий беременной жены в интернете. Ольга не желала портить отношения с мужем, но похвастаться округлившимся животиком очень хотелось, поэтому иногда тайком все же выкладывала фотки. Неизвестно, какой семейной сценой все это закончилось бы, но на шестом месяце Ольга попала в больницу и всерьез испугалась за будущего малыша. Она удалила все прежние фото и перестала выкладывать новые.

Примечательно, что 2% российских родителей создают в соцсетях профили своих еще не рожденных детей. Зачем они это делают? Психолог Татьяна Шемякина считает, что таким образом молодые люди, ожидающие первенца (чаще всего речь идет именно о первом ребенке), идентифицируют себя как родителей, пытаются примерить на себя эту новую, пока еще чуждую им роль.

Во время вынужденной самоизоляции люди проводят гораздо больше времени в соцсетях, компенсируя недостаток общения. На фоне этого каждый пятый опрошенный (21%) признается, что стал больше делиться в интернете личной информацией. Среди детей этот процент еще выше (24%). Возможно, именно сейчас пришел момент проанализировать выкладываемый контент и понять, какие угрозы нам несет подобная откровенность.

«Во время любой кризисной ситуации возрастает чувство одиночества, хочется заполнить пустоты, ощутить поддержку, добыть положительные эмоции», – рассказывает Татьяна Шемякина. – «Очень уж много негатива льется из новостей. Хочется пошутить, посмотреть, что хорошего у друзей. Труднее всех приходится экстравертам, людям истероидного типа, которые особенно остро страдают от нехватки общения».

Согласие на публикацию

Каждый пятый родитель (18%), уважая право личной жизни, всегда спрашивает разрешение ребенка на публикацию его фото. Это снимает груз моральной ответственности, валидирует ваши действия. Но нельзя упускать из виду, что ребенок чаще всего не понимает, чем может навредить ему размещение его фото в интернете, и дает согласие, не сознавая всей ответственности. Став старше, дети могут начать стесняться этих фотографий.

Оксана обожала наряжать красавицу-дочку Наташу, и без конца ее фотографировала. Обладая отменным вкусом, она тщательно подбирала наряды и на аксессуары не скупилась. Уважая в дочке личность, уже лет с пяти спрашивала Наташиного разрешения на размещение фотографий. Но с возрастом девочка фотографировалась все менее охотно, а в один прекрасный день тринадцатилетняя Наташа не просто отказалась фотографироваться, но и потребовала удалить все ее фотографии за прошлые годы. Оксана и плакала, и кричала, и взывала к совести дочери: сколько времени потрачено на отбор и обработку фотографий! Наташа продолжала настаивать. В конце концов, Оксана заявила, что она ни за что не станет удалять фото, а Наташа страшно обиделась на мать и почти перестала разговаривать с ней. Отношения совсем разладились.

Утрата доверия – одна из главных опасностей, сопровождающих размещение детских фотографий в интернете, предупреждает психолог Татьяна Шемякина. Даже если вы входите в число родителей, которые всегда спрашивают разрешение ребенка на публикацию его фото, вы должны быть готовы к тому, что ребенок в любой момент может отозвать это согласие. И вы должны быть готовы в любой момент эти фотографии удалить. Это не просто требование здравого смысла и этических норм, но и соответствует современным законам, защищающим право личности на неприкосновенность частной жизни.

Активные блогеры знают, что публикация фотографий детей и домашних животных вызывает умиление у подписчиков. Такие посты собирают больше лайков и комментов. Именно поэтому психолог советует всерьез задуматься над своими мотивами и не использовать детей для повышения собственной популярности.

Существует немало популярных блогеров, пишущих о собственных детях. Эти люди имеют сотни тысяч подписчиков и неплохо зарабатывают, выкладывая красивые фото и видео со своими детьми. Ритейлеры детского сегмента с удовольствием рекламируются у них, понимая, что эти люди формируют тренд. Такой способ семейного бизнеса выглядит привлекательно, многие хотели бы реализоваться в этом поле, но нельзя с уверенностью сказать, что все это никак не скажется на будущем ребенка.

«Если семья выкладывает в сеть всю свою жизнь, нет никакой гарантии, что в будущем дети не обвинят родителей, что их использовали, лишили детства», – предостерегает Татьяна Шемякина. – «Вполне возможно, что став взрослыми, эти дети поймут, как негативно все это на них повлияло. Это очень частое явление: потом, работая с психологом, человек пытается избавиться от этих проблем. То же самое происходит, когда маленьких детей отдают сниматься в кино, рекламе, в модельный бизнес. Потом у кого-то из них развиваются зависимости, кто-то не может реализоваться, понять, чего он на самом деле хочет».

Возможны исключения: у некоторых детей есть очень острое желание демонстрировать себя, и родители просто его поддерживают. Кто-то в будущем может стать успешным актером, моделью, шоуменом. Есть много популярных детей-блогеров, которым пытаются подражать другие дети, далеко не всегда удачно. Важно понимать, что пробиться на этом поле удается единицам, остальных ждут разочарования и падения, кризисы, проблемы с самооценкой. Родители должны ясно сознавать риски и руководствоваться здравым смыслом, вырабатывая линию поведения с ребенком, который стремится приобрести известность в интернете.

Конфиденциальная информация

Когда у Марины родился сын, она постоянно беспокоилась за него и консультировалась на разных форумах: то по поводу прыщиков, то корочек на голове, то по половому развитию. К сообщениям прикрепляла фотографии, чтобы понятно было, о чем речь. Когда мальчик подрос и пошел в школу, Марина случайно наткнулась на свои старые сообщения на одном из форумов и испугалась: что, если кто-нибудь из одноклассников сына увидит эти фото? Она хотела удалить фотографии, но давно забыла пароль к аккаунту. В итоге Марина успокоилась на мысли, что на старых фото ее выросшего сына, скорее всего, никто не узнает.

Мы все должны помнить: то, что выложено в интернет, останется там навсегда. Даже если мы позже удалили фотографию, это не значит, что она не всплывет где-то еще. Кто-то мог сохранить это фото, передать другим. Многие сталкивались с ситуацией, когда их семейные фото всплывали на фото-стоках или на совершенно сторонних сайтах. Порой мошенники используют чужие фотографии для сбора средств на лечение несуществующих болезней несуществующих детей.

Одна из серьезных проблем современности – кибербуллинг. Неосторожно выложенное вами фото может стать инструментом издевательств или даже шантажа. Кибербуллинг очень трудно остановить, это травма не только для ребенка, но и для всей семьи.

Чтобы обезопасить себя и ребенка от кибербуллинга, избегайте публикации провокационного и дискредитирующего контента. Например, мама сообщает какие-то новости ребенку, а ребенок на это резко негативно реагирует. Такое фото или видео может в дальнейшем быть использовано против него. То же относится к фотографиям обнаженных младенцев – таким фото место только в семейных альбомах, а не в интернете.

Размещая безобидный пост в соцсети, родители часто не задумываются, что к нему могут получить доступ не только друзья, но и совершенно чужие люди, не всегда с добрыми намерениями.

Согласно исследованию компании Avast, более половины родителей в разных странах опасаются попадания детских фото в чужие руки. В России процент настороженности родителей в этом отношении самый низкий – 45%, а самый высокий – в Мексике (76%).

Лишь два из пяти российских родителей (42%) принимают во внимание, что детские фотографии могут просматривать педофилы и пытаться связаться с детьми. Для сравнения, в США этого опасаются 65% родителей.

Киднеппинг – похищение детей – страшнейшая угроза, приводящая в ужас всех родителей. При этом мы зачатую не задумываемся, что сами даем в руки злоумышленникам нужную им информацию. Преступники черпают данные из открытого профиля соцсетей, охотятся за мелочами и деталями, которые могут привязать к конкретному человеку, и используют собранное «досье» в своих целях: «Я знаю твою маму, ее зовут Света, ты живешь на улице Волкова и любишь мятные леденцы». Ребенок легко попадает в доверие к человеку, который знаком с мамой и знает все о жизни семьи.

Чтобы обезопасить свою семью, Алексей Федоров, глава представительства Avast в России и СНГ, советует пользователям социальных сетей придерживаться нескольких важных правил:

  1. Не выкладывайте лица крупным планом (либо размывайте, закрывайте стикерами)
  2. Проверьте, кто из подписчиков может видеть эти фото (регулярно проверяйте список друзей, не добавляйте неизвестных вам людей)
  3. Настройте параметры приватности. Время от времени эти настройки в соцсетях меняются, будьте в курсе изменений. Например, в Инстаграм недавно появилась возможность делиться сториз только с кругом близких друзей
  4. Не указывайте геолокацию. Этого следует избегать, где только возможно. Собрав информацию о местонахождении, выложенную вами или ребенком, злоумышленники могут использовать ее ради шантажа родителей, кибербулинга и т.д.
  5. Не выкладывайте фото чужих детей. Это важно с точки зрения хорошего тона и безопасности.

Если на фото видны чужие дети

Если на фотографии (например, с утренника в детском саду или школьной линейки) видны другие дети, то перед публикацией такого фото стоит спросить разрешения у родителей этих детей. Однако так делают далеко не всегда: примерно 16% родителей в России. Впрочем, в других странах это тоже делают далеко не все: в США лишь каждый пятый, а в Японии и вовсе только каждый десятый родитель.

Если нет возможности спросить разрешения или по какой-то причине вы не хотите этого делать, то, по крайней мере, размойте лица других детей или закройте стикерами. Если вам кажется это нелепым или бессмысленным, представьте, хотели бы обнаружить фото своего ребенка в чужом блоге? Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Как знать, возможно, в будущем появятся программные решения, которые будут распознавать размещаемые вами фотографии и выводить на экран предупреждение: «Вы собираетесь опубликовать фотографию ребенка. Это фото может быть доступно посторонним людям и использовано в дурных целях. Используйте опцию размытия лица или откажитесь от публикации».

Советы по кибербезопасности

Напоследок еще раз перечислим основные правила безопасности в виртуальном пространстве, которые следует соблюдать всем пользователям интернета:

  • Проверяйте, к каким функциям смартфона приложение запрашивает доступ. Например, зачем новое приложение хочет получить доступ к вашей кредитной карте? Особенно, если это приложение не очень известное. Отключайте лишние функции в приложениях.
  • Не делитесь своим местоположением без крайней необходимости. Выкладывая фото в интернет, вовсе не обязательно указывать геопозицию. Классический пример: пока вы радостно публикуете фото с отдыха, в вашу квартиру проникают воры. Поэтому подумайте, не лучше ли опубликовать снимки после возвращения, если уж так тянет ими похвастаться?
  • Проверяйте друзей и подписчиков, регулярно чистите список друзей. Ограничивайте права доступа к публикациям, содержащим семейные фото и другую личную информацию. И даже публикуя фотографии для друзей, помните, что аккаунт кого-то из них могут взломать злоумышленники. Поэтому никогда не стоит быть чрезмерно откровенным в интернете.
  • Регулярно обновляйте приложения и ПО. В устаревших приложениях часто содержатся уязвимости, о которых знают злоумышленники, они сканируют устройство и получают доступ к нему.