Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

"Никому не нужно ваше это образование дурацкое": в Госдуме раскритиковали большую часть программ в вузах

"Никому не нужно ваше это образование дурацкое": в Госдуме раскритиковали большую часть программ в вузахНейросеть

В мае 2025 года в Госдуме разгорелась жаркая дискуссия вокруг законопроекта о регулировании количества платных мест в российских вузах.

Одним из самых резких высказываний стал комментарий главы фракции «Справедливая Россия - За правду» Сергея Миронова, который заявил, что в России «не нужны экономисты и юристы», а гораздо важнее готовить врачей, учителей и специалистов в IT-сфере.

Что сказал Сергей Миронов?

В эфире «Дума ТВ» Миронов раскритиковал нынешнюю систему высшего образования, особенно платные места на экономических и юридических факультетах. По его словам, многие выпускники этих направлений остаются без работы и вынуждены искать подработку курьерами или таксистами. Он назвал такое образование «дурацким» и невостребованным на рынке труда.

«Вот прямо безработные ребята, я вам говорю, будете безработные, будете вынуждены переучиваться, будете таксовать, курьерами работать. Никому не нужно ваше это образование дурацкое. Нам нужны врачи, нам нужны инженеры, нам нужны айтишники. Вот что нам нужно. А вот это никому не нужно», - подчеркнул парламентарий.

Миронов также поддержал идею, чтобы правительство регулировало количество платных мест в вузах, чтобы избежать «зарабатывания на студентах» и «плодить безработных с высшим образованием». Он предложил, чтобы такие меры помогли навести порядок в системе высшего образования.

Реакция коллег и экспертов

Не все депутаты согласились с таким категоричным мнением. Например, председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас в своём Telegram-канале отметил с иронией: «Моё субъективное ощущение - геологов среди таксистов (уважаемая профессия) всё же больше, чем юристов. Пусть Миронов расскажет об этом доктору юридических наук Володину».

Тем временем Минобрнауки приводит статистику, подтверждающую озабоченность Миронова: более миллиона студентов в российских вузах обучаются на платной основе по экономическим и юридическим специальностям. При этом около 42,5% всех платных студентов сосредоточены именно на этих направлениях. Несмотря на переизбыток таких специалистов, треть льготных образовательных кредитов выдаётся именно им.

Что предлагает законопроект?

14 мая 2025 года в Госдуме был представлен законопроект, который позволит правительству устанавливать квоты на платный приём в вузы, учитывая потребности экономики в кадрах. Документ вносит изменения в закон «Об образовании» и направлен на сокращение дисбаланса между востребованными профессиями (врачи, инженеры, IT-специалисты) и теми, где наблюдается переизбыток выпускников - юристами, экономистами и менеджерами.

По плану, ограничения начнут действовать с 1 сентября 2026 года, однако спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил начать переходный период уже с сентября 2025-го. Правительство обещает ежегодно корректировать количество платных мест, ориентируясь на прогнозы Минтруда о потребностях рынка труда.

Почему это важно?

Сейчас около 56% студентов в российских вузах учатся на платной основе, и почти половина из них - по экономическим и юридическим направлениям. Это приводит к тому, что многие выпускники не находят работу по специальности и вынуждены менять профессию или искать низкоквалифицированную работу. Ограничение платного набора по невостребованным направлениям должно помочь сбалансировать рынок труда и повысить качество образования.

Что говорят эксперты?

Глава Комитета по науке и высшему образованию Госдумы Сергей Кабышев отметил, что «образование - это получение знаний, а не корочки», и что университеты не должны превращаться в супермаркеты. Сенатор Лилия Гумерова подчеркнула, что новый закон поможет снизить напряжённость на рынке труда и повысить качество кадров.

Итоги

Инициатива Сергея Миронова и законопроект, поддержанный Госдумой и правительством, направлены на реформу системы платного образования в России. Цель - сделать высшее образование более ориентированным на реальные потребности экономики, сократить перепроизводство специалистов с невостребованными профессиями и повысить качество подготовки кадров в приоритетных сферах.

Однако дискуссия вокруг этого вопроса только начинается. Важно найти баланс между свободой выбора абитуриентов и задачами государства по обеспечению устойчивого развития экономики и общества.

...

  • 0

Популярное

Последние новости