Таких раньше не было: школьники получат учебники по неожиданным предметам
- 12:30 6 июня
- Дарья Николаева

В 2025 году Министерство просвещения России утвердило новый федеральный перечень учебников — важный шаг, который определяет, какие именно учебники допустимо использовать во всех школах страны.
Этот перечень охватывает программы начального, основного и среднего общего образования и включает более тысячи наименований по основным предметам: русскому языку, литературе, иностранным языкам, математике, физике, химии, информатике, а также по региональным языкам, таким как татарский, карачаево-черкесский, адыгейский и абазинский.
Как устроен федеральный перечень учебников?
Федеральный перечень — это официальный список, в который входят только те учебники, что прошли строгую научную и педагогическую экспертизу. Теперь в этом процессе участвует Российская академия наук, чьи эксперты оценивают каждое издание по критериям научной достоверности и соответствия образовательным стандартам.
В перечень 2024–2025 годов вошли не только базовые учебники, но и специальные издания для вариативной части программы: например, «Мир искусства», «Медиаграмотность и медиабезопасность», «Военная история России», «Беспилотные летательные аппараты», а также учебники по профориентации и основам химии для медицинских классов.
Важная особенность: для учебников, исключённых из перечня, установлен предельный срок использования — школы должны своевременно обновлять фонды, чтобы не использовать устаревшие или неактуальные материалы.
Почему это важно для школ и семей?
-
Гарантия качества: Учебники из перечня соответствуют федеральным образовательным стандартам и проходят научную экспертизу.
-
Единое образовательное пространство: Все школьники страны учатся по единым программам, что обеспечивает равные возможности для поступления в вузы и сдачи экзаменов.
-
Поддержка национальных и региональных языков: В перечень включены десятки учебников на языках народов России, что помогает сохранять языковое и культурное разнообразие страны.
Исторический контекст
Идея единого перечня учебников уходит корнями в советское время, когда в стране существовала строгая централизованная система образования. Тогда все школы пользовались одними и теми же учебниками, что позволяло обеспечить высокий уровень грамотности и единство образовательного пространства.
В 1990–2000-х годах система стала более гибкой: появилось множество альтернативных учебников, школам разрешили выбирать из десятков вариантов. Однако это привело к разнобою в качестве и содержании учебных программ, появлению противоречий и даже ошибок в некоторых изданиях.
В последние годы государство вновь взяло курс на унификацию: федеральный перечень учебников стал инструментом, который помогает вернуть единые стандарты, повысить качество образования и обеспечить научную достоверность учебных материалов.