От чего зависит терпимость современного общества к пациентам с шизофренией? Стоит ли последовать японскому примеру в стигматизации слова, а не пациента?
По мнению специалистов, рост информированности о заболевании и разрушение мифов, а также снятие барьеров для обращения к психиатрам являются ключевыми аспектами для решения вопроса стигматизации пациентов с шизофренией.
Анна Похитонова, руководитель отдела по связям с общественностью «Гедеон Рихтер» в России: «Что делает нас толерантными? Это, прежде всего, информация, которая позволяет понять, простить, принять, сгладить какие-то углы в отношениях. Именно поэтому второй год компания «Гедеон Рихтер» проводит разные активности, информирующие о таком непростом для восприятия обществом заболевании, как шизофрения. Мы стремимся показать, что люди с таким диагнозом при определенных условиях могут снова стать полноценными членами общества, а значит, быть лишены настороженного к себе отношения и стигматизации».
В отношении шизофрении существует множество мифов, которые мешают пациентам обратиться к психиатру и вовремя остановить развитие симптомов этого расстройства. Вот лишь некоторые из них:
-
Психиатр залечит пациента до состояния «овоща»
На самом деле, если 60-70 лет назад задача первых препаратов для терапии психических расстройств была исключительно седация, то сегодняшние лекарственные средства снимают агрессию, возбуждение, гиперактивность и т.п., не вводя человека в это состояние. Кроме того, они, наоборот, активируют волевые качества, имеют намного меньше побочных эффектов и способны вернуть человека с психическим расстройством к нормальной жизни.
-
Человека при обращении в профильное учреждение сразу поставят на учет, чем испортят ему всю оставшуюся жизнь
На самом деле, учета как такового не существует. Есть диспансерное наблюдение пациентов, которые в нем нуждаются лишь в двух случаях. Первый – когда они могут представлять опасность для окружающих, имея в анамнезе агрессию, поэтому требуют активного наблюдения, а второй – когда из-за изменений в психике люди не могут приспособиться к существующим реалиям, и само общество по отношению к ним ведет себя агрессивно: им нужна защита. Все остальные пациенты, которые обращаются в диспансер, приходят сюда, как в поликлинику.
-
Пациента с шизофренией могут сразу же, против его воли упечь в «психушку»
На самом деле задача современной психиатрии – вести пациента амбулаторно, чтобы он получал лечение в привычных для него условиях. Для того, чтобы попасть в стационар принудительно, существуют лишь два условия. Первое – когда пациент представляет опасность для себя, высказывая или даже предпринимая суицидальные намерения. Но в течение суток это решение специалистов должно быть подкреплено судебным решением. Второе – если он опасен для окружающих, но точно также в судебном порядке это должно быть подтверждено. Во всех остальных случаях пациент отправляется в стационар добровольно, подписывая соответствующие документы.
-
Пациент с шизофренией всегда становится инвалидом.
На самом деле это не так, т.к. даже такой диагноз ставится не сразу, около года. Сегодня усилия врачей направлены на то, чтобы назначить те препараты, которые позволят восстановить утраченные функции и вернуть пациенту работоспособность.
Все эти мифы приводят к тому, что пациенты обращаются к психиатру спустя 10-15 лет после проявления первых симптомов. В случае с шизофренией эта задержка имеет крайне негативные последствия: в начале болезни требуется минимум медикаментов, минимальные дозы лекарств, болезнь легче входит в долговременную (иногда пожизненную) ремиссию.
Photo by Tim Mossholder on Unsplash
Владимир Медведев, к.м.н., доцент, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФНМО Медицинского института РУДН: «Причиной того, что взрослые люди с психическими расстройствами поздно обращаются к специалисту, зачастую является их непонимание своего состояния. Они впервые сталкиваются с расстройством мышления, их привычные эмоциональные функции угасают, они становятся не такими, как прежде. Им сложно принять это и осознать, что это психическое заболевание. Стандартный путь в этих случаях: сперва – так называемая ситуационная терапия: путешествия и отдых, алкоголь, народные средства, советы телепрограмм, потом – экстрасенсы, религия. Не получив облегчения, люди думают о том, что их состояние соматическое, идут к терапевтам и неврологам, проходя иные обследования и тратя время. И лишь в самом конце они попадают сначала к психотерапевту, а потом к психиатру. Причем за это долгое время до конца доходят лишь 5-7% пациентов в России, уже в достаточно тяжелом состоянии. В большинстве своем это женщины, которые менее бояться быть слабыми, чем мужчины».
Чтобы решить эту проблему, в Японии диагноз «шизофрения» был исключен из общего употребления, в итоге посещаемость психиатров выросла в 1,5 раза. Предложение хоть и неожиданное, но тем не менее вполне в духе современной психиатрии: из медицинского обихода исчез официальный термин «психопатия»: он заменен на «расстройство личности», - исчезли и разные градации отставания умственного развития, такие как идиотизм, кретинизм и др.: их называют теперь «отставания умственного развития различной степени тяжести». Но как бы не называли болезнь в обществе, родственникам, находящимся рядом, нужно больше проявлять эмпатии, создавать условия, при которых близкие могли довериться, рассказать о своих проблемах.
Чингиз Мусин, генеральный продюсер LikeYou Media, автор фильма «На случай шизофрении»: «Сегодня мы живем в обществе, где существует весьма странная система оценки других людей, основанная на их декларируемом поведении, в том числе, в социальных сетях. Мы совершенно перестали слушать друг друга, мы не можем банально дослушать человека хоть пять минут и оказать внимание тому, кто рядом. Это происходит даже в обычных семьях, когда родители не стремятся понять детей, а дети – взрослых. Ведь все проблемы, с которыми мы впоследствии сталкиваемся, начинаются с того момента, когда человека кто-то не слышал. Когда мы говорили с пациентами, страдающими шизофренией, они делились воспоминаниями, что изначально им некому было рассказать о своей болезни, они боялись, что о них сделают неправильные выводы. Хотелось бы попросить всех людей слышать, пытаться это делать, при этом понимая, что не все люди вокруг думают так же, как вы».
Документальный фильм о буднях пациентов и их родственников «На случай шизофрении» был создан при содействии компании «Гедеон Рихтер» командой LikeYou Media и социально-ориентированным YouTube-каналом «Секреты». Он основан на реальных историях пациентов, их близких и помогает взглянуть на мир глазами человека с ментальным расстройством, встать на его место, понять проблему изнутри. Фильм будет показан уже в этом октябре.