Татьяна Волосожар – олимпийская чемпионка в парном катании, заслуженный мастер спорта, участница шоу «Ледниковый период» и мама маленькой Анжелики – ответила на вопросы портала Материнство о воспитании юных спортсменов.
- Татьяна, давайте сразу начнем с самой злободневной темы. Как вы переносите карантинные ограничения? Что изменилось в вашей жизни из-за них, что было самым трудным? Что поддерживает, не дает падать духом?
Прямо перед карантином мы были в США – Максим тренирует там пару Тарасовой и Морозова, а мы с Ликой приезжали к нему. Но в связи с пандемией решили вернуться домой. И провели весь карантин дома всей семьей. Конечно, прекратились ледовые шоу, но нам было чем заняться: у Максима тренировки, я занималась развитием своего центра фигурного катания. Осенью начала участвовать в шоу “Ледниковый период”. Так что можно сказать, что, как и раньше, моя главная поддержка – это семья и работа.
Фотограф Ирина Чан
- Ваша дочь Анжелика уже занимается спортом? Вы бы хотели видеть ее в профессиональном спорте?
Анжелике скоро будет 4, и она уже твердо стоит на коньках. Можно сказать, что фигурное катание у нее в крови, но на лед она решила выйти самостоятельно. Лика занимается с тренером, потому что я поняла, что для меня это будет менее волнительно, хоть я и все равно переживаю за каждое падение. Мы с Максимом не стремимся сделать из нее профессиональную спортсменку, потому что на своем опыте знаем, что фигурное катание – опасный вид спорта. Но пока Лика катается и ей это нравится – мы будем ее поддерживать.
- Большинство детей с энтузиазмом начинают заниматься каким-либо новым делом, будь то спорт, творчество, конструирование и т.д., но вскоре период первого увлечения проходит, и наступает время рутинной, но неизбежной работы, без которой не добиться результатов. На этом этапе дети часто «сдуваются». Как в этот момент следует поступать родителям? Заставлять или позволить бросить?
Мне кажется, что оптимальным решением для маленьких детей, а у меня в центре занимаются именно малыши 3-5 лет, будет менять вид деятельности. Например, совмещать с другим спортом, искусством, музыкой. В этом возрасте важно не погасить интерес к дополнительным занятиям, а наоборот, дать ребенку найти своё. Возможно, попробовав разное, ребенок вернется к тому, что ему ближе и интереснее. А так, чтобы изначально сосредотачиваться на чем-то одном и сразу “делать чемпиона”, я думаю, это неправильно на начальном этапе.
- А с более старшими детьми, скажем, старшими дошкольниками и младшими школьниками? До какой степени родителю следует давить, служить "мотором" в занятиях ребенка?
Наверное, здесь уже стоит проявлять некоторую настойчивость, тем более, если вы с ребёнком уже определились с видом деятельности, спорта. И особенно, если вы видите, что у ребенка уже есть хорошие результаты. Понятно, что бывают разные дни: не та погода, настроение, не выспался, тогда лучше поговорить с ребёнком, выяснить истинную причину нежелания. Объяснить, что эти явления временные. Настаивать, но одновременно и направлять, помогать, поддерживать.
- Какими качествами нужно обладать ребенку, чтобы достичь спортивных высот? Как родителю определить наличие этих качеств в ребенке? Возможно ли их воспитать, или они врожденные?
Мне кажется, дети талантливые от рождения, а наша задача как родителя, найти, в чем именно он силен, и дать ему развиваться. В спорте основные качества – это, конечно, дисциплина, строгость, терпение. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными. И тут важно понимать, что именно является драйвером для ребенка – положительные результаты, или наоборот – преодоление ошибок. Главное – внимательно наблюдать за своим ребенком, говорить с ним. Тогда можно сбалансировать врожденные качества и приобретенные.
- А какими качествами должны обладать родители, чтобы обеспечивать развитие ребенка в спорте? Правда ли, что для отца главное – много зарабатывать, а для матери – иметь автомобиль и массу свободного времени?
Это коварный, но в чем-то правдивый вопрос. Понятно, что родители и семьи есть разные. Но я могу отметить общие качества, которые важны для родителей юных спортсменов – это терпение, внимание к ребенку и доверие к тренеру. Родитель не может увидеть из-за бортика, все ли корректно, правильно ли работает тренер, какие у него задачи. Поэтому надо уметь довериться тренеру, разговаривать с ним, не вмешиваться в процесс, но уметь корректно говорить о сложных моментах.
- Родители юных спортсменов сейчас находятся в глубоком пессимизме: из-за длительного перерыва в тренировках, вызванного карантином, дети потеряли форму, утратили и привычку к нагрузкам, расслабились и уже не очень-то хотят возвращаться в спорт.
Конечно, самая большая проблема – это отсутствие привычного ритма тренировок на льду. Но и в этой ситуации есть несколько выходов. Во-первых, сейчас есть много онлайн уроков, как у специальных школ, так и общедоступных материалов. Специалисты по общей или специальной физической подготовке помогут составить программу для занятий дома и даже контролировать их. Во-вторых, все еще возможны отдельные сборы, например, мы летом проводили одни в Сочи, готовим еще одни в январе в Москве.
Самая большая проблема в такой ситуации – это лень. А если есть желание, то возможность всегда найдется. Надо понимать, что такая ситуация сейчас во всем мире, но это повод не расслабляться, а наоборот, собраться и сконцентрироваться на физической подготовке.
Фотограф Максим Ли
- Как вам видятся перспективы детского и юношеского спорта в ближайшие годы?
Я очень надеюсь, что с началом нового года ситуация будет налаживаться и в стране, и в мире. И для детей сейчас ситуация более выигрышная – у них есть запас времени, чтобы восстановиться, прийти к оптимальной форме, найти новые способы тренировок. Взрослым спортсменам пропуск сезона дается тяжелее.
Конечно, многие системы приостановились, сложнее получать разряды, например. Но федерация поддерживает спортсменов, ищет пути для восстановления прежнего ритма.
А в целом, я думаю, у нас хорошая перспектива для фигурного катания – соревнования, спортсмены очень популярны, это подогревает интерес к спорту, в него приходит много детей. А дальше дело за тренерами, школами и государством.