Израильские эксперты рассказали о системе опеки в Израиле и ответили на вопросы родителей детей-инвалидов, правозащитников и российских коллег.
В конференции приняли участие социальный координатор Центра долговременного ухода «Рамат Тамир» в Иерусалиме Ксения Зарецкая и супервизор по сестринскому уходу в Отделе гериатрии Южного Округа Министерства здравоохранения Израиля Клаудия Консон. Вебинар «Как организована система опеки в Израиле» собрал более 700 человек.
Эксперты подчеркнули, что опека или передача прав другого человека в Израиле не может быть тотальной. В каком бы состоянии ни находился опекаемый человек, его волеизъявление является определяющим. Он сам принимает решения, имеет право на выбор и не обязан подчиняться опекуну.
Большинство было без родственников и нуждалось в юридических опекунах. В 2016 году после принятия поправок к закону об опеке появилось понятие обоснованной необходимости в опекуне. С тех пор назначение опекуна человеку, который не может заботиться о себе, должно быть обосновано. Предпочтение отдается наименее ограничивающим альтернативам, например, услуге сопровождения: к человеку, который нуждается в опеке, назначается сопровождающий, задача которого информировать и помогать реализовывать решения, которые принимает опекаемый.
Photo by Timon Studler on Unsplash
Одним из ключевых израильских нововведений Ксения Зарецкая считает процедуру отложенной доверенности. Это возможность предварительной инструкции на случай утраты дееспособности в будущем. То есть человек заранее прописывает, как бы он хотел, чтобы с ним поступали, когда он не сможет заботиться о себе. Также родитель ребенка с психическим расстройством может заранее оговорить, какой человек или организация будут ухаживать за его взрослым сыном или дочерью после его смерти.
«В России такого нет, — поясняет юрист Центра лечебной педагогики «Особое детство» Елена Заблоцкис. — Нечто подобное предусматривает так называемый законопроект о «распределенной опеке». В нашем случае это будет заявление в органы опеки либо от самого человека с ментальными особенностями, либо от его родителей. В нем можно прописать все волнующие моменты: кто будет опекуном или попечителем, как и где ребенок будет жить, чем заниматься, как тратить деньги и т.п. К сожалению, законопроект прошел только первое чтение в Госдуме и до сих пор не принят.
«Да, опека в Израиле очень отличается от российской. Она индивидуально подходит к человеку и каждый случай рассматривает отдельно», — отмечает Ксения Зарецкая. — «У нас есть медицинская, финансовая и опека по личным вопросам. Обычно опека выдается по одному направлению. Иногда по мере необходимости добавляются дополнительные функции. Например, если обостряется болезнь — к медицинской опеке может присоединиться финансовая».
В Израиле допускается иметь несколько опекунов. Это могут быть одновременно как физические, так и юридические лица. Например, дети хотят принимать личное участие в жизни родителя, заниматься медицинскими обеспечением, но не могут взять на себя решение финансовых или юридических вопросов. В таком случае суд признает их медицинскими опекунами и дополнительно назначает юридическую компанию для решения финансовых проблем. То есть будущий опекун вправе выбирать себе обязанности, которые в состоянии выполнить. Об остальном позаботится государство.
Компании для опеки выбираются на тендерной основе и обязательно с учетом их специфики. Есть те, которые специализируются на работе с людьми, пережившими Холокост, или работающие с гражданами, страдающими деменцией.
«Самые большие изменения произошли в 2016 году после принятия поправок к закону об опеке, допускающих «лайт-версии» или альтернативы опеке. С тех пор случаев передачи людей под опеку с каждым годом становится все меньше», — отмечает Ксения Зарецкая.
Узнать больше о том, как устроена система опеки в Израиле, вы сможете, посмотрев презентацию израильских коллег: https://ccp.org.ru/wp-content/