Анна Хрусталева, 17.07.09 21:48
Кто помнит, у Сетона-Томпсона есть не грустные рассказы?
"Мустанг-иноходец" мы прочитали неплохо, трагический конец был воспринят относительно легко, а вот чтение повести "Домино" пришлось прервать после второй главы, когда нору с оставшимися там лисятами засыпало камнями. Дочка средняя разрыдалась...
Помню, мне дедушка читал эту книгу, и я рану, которую оставляли рассказы, помню до сих пор.
Впечатление сравнимо с прочитанным во взрослом возрасте Чингизом Айтматовым. И все же я не жалею, что прочитала Айтматова, хотя это весьма болезненно.
А моя старшая отказалась читать Чарскую "Записки гимназистки", потому что там несправедливость и предательство.
А как вам кажется, стоит ли читать детям такие книги, от которых больно?
По-моему, нет. Только вот про медведя не помню.
А надо ли читать ? Наверное, и от возраста ребенка зависит. Я своим не читаю - маленькие еще.
А так - надо, сострадание - это хорошее качество в человеке.
Я Чарскую прочитала уже будучи взрослым человеком, и то впечатлилась и несправедливостью и предательством... А в детстве, наверное, еще больше бы расстроилась, что в близком коллективе никому нельзя верить....
Но читать такие книги детям, думаю, нужно. Они заставляют думать, делать выводы, а где-то и быть осторожными... И будят в душе лучшие чувства.
В раннем детстве прочитала "Без семьи" Гектора Мало. Рыдала, помню. Никак не могла поверить, что маленькие дети могут столько выдюжить, пережить и выжить! И остаться людьми! Эта книга вспоминается мне как-то очень светло, тепло и душевно. До сих пор это у меня любимая книга детства.
Есть. Очень люблю его книгу "Маленькие дикари", добрая и конец хороший.
А вот по второму вопросу - не знаю... Но и сейчас после грустных книг не по себе. Вот надо ли такие ощущения детям переживать?
Мы недавно читали "Приключение мышонка Десперо" Кейт ДиКамилло. Вот уж где грустная сказка, даже мрачновато-страшноватая.
Наверное надо все-таки индивидуально подходить. Мой сын спокойно ее воспринял. Ему и надо наверное что-то подобное в небольших дозах. А сама я была сверх-чувсвительна в детстве, и впадла в неконтролируемую истерику на просмотре "Бемби" и заработала себе почти-невроз при чтении вслух в классе "Слепого музыканта".
Ну это понятно. Моим-то старшим уже 8-10 лет.
Чарская, кстати, есть в списке литературы на лето.
Согласна на счет индивидуального подхода полностью!!!
Все люди разные (дети, соответственно)
Я может сейчас напишу и всем станет смешно, но я в детстве (раннем) рыдала от "Зайку бросила хозяйка" и "Идет бычок качается" Помню до сих пор это ощущение жалости к зверушкам несчастным!
А в 12 лет рыдала над "Хижиной дяди Тома" и "Оводом" (не жалею, что прочитала совсем)
Я очень не любила, когда мне читали "переживательные" книги, до сих пор помню чувство ужаса и беспомощности . Я потом под впечатлением неделями ходила. Дома у меня таких книг нет. Может и зря. Но, в отличии от своих подруг-ровесниц, которые удивляются, что я не смотрела то и не читала это, я сохранила крепкие нервы. А подруги заливаются слезами по каждому поводу (приезд, отъезд, эпизод в фильме, песня...)
Надо. Книги замешательные. У4ат эмпатии, состраданию, задумываться над поступками. Окружающая действительность ранит сильнее не редко.
Не читаю. Она и так плачет в театрах. В 8 точно не буду, а в 10 Женин круг чтения вряд ли будет зависеть от меня.
Читала бы, если бы видела в ребёнке чёрствость, равнодушие к чужой беде. А у нас наоборот , другая крайность.
Полина моя читала "Камо грядеши" - очень её это впечатлило. И - "Найди меня, мамочка"- не помню, кто автор. Книга о репрессиях во времена Сталина. Я сама читала эту книгу и рыдала...
По-моему, надо , чтобы дети читали такие вещи, просто необходимо.
Мне кажется, одно дело, когда ребенку читаешь о несправедливости, вместе переживаете, но потом, в конце, все же все хорошо. Пресловутый хеппи энд. Просто однажды я прочитала в детстве про именно лисят, засыпанных в норе.... И орала по ночам потом, мать звонила в библиотеку и запретила вовсе выдавать мне книги...
Т.е. разная сила воздействия все же должна быть...
Мой сын еще маленький для серьезных произведений, вот недавно читали с упоением Стрижонок Скрип Астафьева. Мама там погибла- попереживали, пообнимались. Но дальше у этого Стрижонка все равно все хорошо. Вот опять же пример, как нужно поддерживать в трудных ситуациях-сирот начали кормить другие стрижи, не дали им пропасть с голода.
Путано написала, но смысл в том, что надо аккуратно к таким вещам подходить. Когда какая-то рана была нанесена слишком рано-трясти будет долго. У меня до сих пор неадекватная реакция на некоторые произведения, в принципе классические.
Я не читаю книги ребёнку, которые травмируют психику. В числе таких книг - это "Тараканище", "Ай-Болит"... такое ощущение, что Чуковский закоренелый наркоман, прости, Господи. Разве можно читать такие вещи детям?:"Мой зайчик, мой мальчик, попал под трамвайчик..." или "ему перерезало ножки" и подобное. Кошмар.
Мне кажется есть книги которые у4ат жестокости. Те же сказки .двенадсать месясев. и .морозко. Сказка в которой умирают пусть и злые персонажи.. Щему она ущит? Радоваться смерти других, как избавлению от ниx? Ведь эта смерть .старуxиной дощери. в сказке .морозко. есть сщастливый конес.
Я считаю, что надо. Во-первых, ты видишь как твой ребенок на это реагирует, проверяется его оценка ситуации, его выдержка, чувство справедливосьт/жалости. Во-вторых, надо знать как хорошие стороны жизни, так и плохие, это опыт жизненный. Надо знать, что люди бывают разные, хорошие, плохие, просто разные.
Смотря в каком возрасте и что
А шо такого в .тараканище.? Та и .ай болит. а кого ж еще ин ле4ить если не задавленного зайса?
Зависит от ребенка и от возраста. Если ребенок очень чувствительный - лучше не читать или отложить на попозже.
Не знаю, у меня никаких отрицательных ассоциаций к этим произведениям никогда не возникало. Может быть, потому, что Чуковского мне начали читать с пеленок - я буквально выросла на нем. Правда, мне очень тяжело было слушать, когда мне мама читала (сама я тогда не умела), такую вещь (не помню название), где девочка Лялечка пошла одна гулять, и на нее напали звери.
А самое кошмарное произведение моего детства - это "Дикие лебеди". Вроде и конец хороший, но мне было не просто грустно - это чтение было для меня пыткой. Как вспомню, как я слушала эту сказку и не решалась сказать, что не хочу ее слушать, - мне и сейчас как-то не по себе становится. С другой стороны - в первом, кажется, классе, учительница нам рассказала историю "Лев и собачка", ну, т.е. пересказала. История грустная и заканчивается смертью, и мне было очень грустно, чуть не до слез, но мне понравилось, и помню, что мне после этого хотелось быть хорошей и хорошо себя вести.
Моя семилетка до сих пор не может слушать "Карлик нос", "Маленький Мук" ,и в том же роде сказки, Гримм в основном. Пыталась первый раз почитать ей в 5 лет - испугалась, мама не надо эту сказку. В 6 тоже самое. Вообще не хочет слушать ничего такого, страшного, а если уж со смертью, так это все. Про спящую красавицу пришлось в середине рассказать, что она оживет.
Не хочет ребенок, значит не надо. Значит ранимый, тревожный, зачем усугублять?
Вообще, как мне кажется, самые тяжелые сказки для детей - это не те, где героев съедают и убивают, а те, где герои много страдают на протяжении сюжета, даже если при этом все заканчивается хорошо. Как пример - те же "Дикие лебеди". Правда, с точки зрения взрослого, там ничего такого страшного и нет, но у меня осталось с детства впечатление - что Элиза на протяжении всей сказки страдает. В то же время на ужасы вроде "Волка и семерых козлят", где козлят сначала съедают, а потом коза рогами распарывает волку живот, я в детстве никак не реагировала.
Ну не знаю, мне не читали книги, которые ранят... Вернее я начила читать в 6 лет, и с этого возраста книжки мне не читали, я уже читать хотела сама. А до шести, все было веселое или не воспринималось, как трагедия.
Лет в 9-10 читала Федора Кнорре "Соленый пес". Слезы просто градом катились. Но отвращение к таким книгам не появилось, все равно читала и плакала. Наверное я мазахистка