Детская литература глазами придирчивой мамы, или Что читать детям от нуля до трех

Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого.
Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его, детский мозг, как губка,
быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то,
что мы даем ребенку слишком много информации,
а то, что ее зачастую слишком мало,
чтобы полноценно развивать малыша.
М.Ибука

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, бизнесмен и революционер в воспитании и обучении маленьких детей, сказал ключевую фразу: «После трех уже поздно». Написал одноименную книгу и послал вызов всем воспитателям, педагогам и родителям. Так вот, продолжая мысль Ибуки, смею утверждать: «После трех уже поздно приучать детей к книге». Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в раннем детстве. Либо дети до трех лет начинают любить чтение, как приятную часть жизни (осознание полезности придет позже), либо потом привить любовь к чтению практически невозможно. Тезис, возможно, спорный, но попробуйте оспорить. А пока излагаю свои доводы.

В возрастной психологии период жизни ребенка от одного до трех лет называют ранним возрастом или периодом раннего развития. В это время активно происходит восприятие окружающего мира, сначала вместе с взрослым, затем самостоятельно. Ребенок смотрит, трогает, слушает… Все это можно и нужно делать с книгой. Самое главное, что привносят книжки в жизнь детей – это сопереживания и бессознательное отождествление себя с героями сказок и рассказов. Многие родители пытаются из каждой сказки или стишка извлечь какой-то вывод. Но литература хоть и бывает поучительной, но создана не для этого. Литературные произведения должны переживаться душой, а не осмысливаться умом. А воспитательный эффект будет позже, когда ребенок сам станет понимать, что происходит и к чему это приводит. А пока первые книги читают детям родители. Так малыши учатся любить, жалеть, огорчаться, удивляться, радоваться, одним словом, сопереживать. Давайте детям дадим эту возможность как можно раньше.

Ни дня без книжки


Три важных вопроса, которые волнуют всех родителей. Сколько читать, как читать и что читать. Если возникает вопрос «Сколько можно?», то ответ однозначный – столько, сколько нравится. Если вдруг встанет вопрос «Сколько нужно?», то отвечу – хотя бы по чуть-чуть, 5-10 минут в день. Даже если ребенок не хочет слушать, то можно читать фоном или пересказывать своими словами по книжным иллюстрациям.

Классический список рекомендуемых к прочтению книг детям в возрасте привожу в конце статьи. Это рекомендация Лены Даниловой. Каждый родитель дополнит этот список, исходя из своих предпочтений и детских пожеланий. Одни малыши любят стихи, другие книги про машины, третьи - сказки… Но в любом случае, старайтесь читать разные произведения. Лучше золотая середина. И не давайте детям зацикливаться на одной какой-то книге. У нас были такие «застревания» на «Уроках для самых маленьких» и «Моей первой книге». Мы даже спали с ними. Отказывать в любимой книге, конечно, нельзя. Но иногда прятать можно. И даже нужно.

Детские книжки должны быть яркими, живыми, интересными, написанными талантливым языком, иначе дети быстро потеряют интерес к чтению. Поскольку у маленького ребенка круг понимания ограничен, произведения должны сопровождаться большим количеством иллюстраций. И что важно: картинки для маленьких детей должны быть понятными и точно соотнесенными с текстом. Иначе возникает путаница. Например, мы читаем в книге С.Прокофьевой «Маша и Ойка» (издательство «Махаон») следующий текст: «Как-то раз отправились Маша, Ойка, Медвежонок и Волчонок в лес за ягодами». А на иллюстрации - Маша, Ойка, Медвежонок и...Лисенок. Дети в недоумении: «Мама, ты неправильно читаешь!». Вот еще один характерный пример небрежного отношения к тексту – книга замечательного автора, психолога Е.Янушко «Забавные истории про дружбу» (издательство «Мозаика-Синтез»). Читаем текст: «Однажды снесла тетя Курица яички. Она сложила их в уютное гнездышко на пригорке…». На иллюстрации курица сидит возле … корзинки с яичками. Читаем следующий рассказ: «Бабушка сидела на скамеечке и вязала». Дети спрашивают: «А почему бабушка сидит в кресле, а ты говоришь на скамеечке?».

Самым маленьким детям читают обычно короткие сказки и истории, написанные простыми предложениями. Яркие рассказы и стихи очень нравятся малышам, и они просят читать их еще и еще.

Детям младше трех лет лучше не читать книжек с плохим концом. Психологи считают, что малышам очень важен хороший конец, благодаря ему возникает чувство надежности и нерушимости мира. Плохое окончание может стать причиной возникновения различных страхов. Особенно впечатлительным детям даже «Колобка» рассказывают с положительным финалом: взял да убежал от лисы.

Для совсем маленьких подойдут детские книги, внутри которых находится игрушка, которой можно потом обыграть прочитанную историю. Детям нравятся книги со звуками, с различными вставками на тактильные ощущения. Такие книги выпускают многие издательства. Но мне больше нравятся развивающие книжки-игрушки издательства «Росмэн». С вращающимися деталями, с вынимающимися картинками, с мягкими вставками – каких только книг не выпускает это издательство.

И все-таки немного конкретных советов


Тем родителям, у кого совсем не осталось детских книг от предыдущих поколений, удобно покупать целые серии. Из наиболее удачных и проверенных на детях:


  • «Стихи и сказки для детей (подарочные издания)». Издательство «Эксмо». Издания на самом деле не совсем подарочные, а просто качественные, хорошо иллюстрированные и охватывающие в основном весь «классический набор» (Барто, Чуковский, Михалков, Носов и т.д.). В этом же издательстве есть серия «Большая книга животных». Отличные сборники произведений о разных животных;
  • «Для самых маленьких», издательство «Махаон». Не пересекается с предыдущими сериями. Есть книги с рассказами и иллюстрациями Сутеева и Чижикова. Нам нравится в «Махаоне» еще одна удачная серия – «Малышам о хорошем».
  • Очень много хороших книг выпускают издательства «Росмэн», «АСТ», «Карапуз», «Мелик-Пашаев», «Машина Творения», «Мещеряков», «Розовый жираф», «Белфакс» и другие. Для экономных родителей советую покупать прямо в издательстве. Небольшие издательства охотно идут на продажу небольших заказов по оптовым ценам, что особо ценно в наше непростое время. Объединяетесь с соседями и вперед за книгами!


Наряду с художественными книгами для детей раннего возраста выходит много и обучающей литературы. Эти книги призваны знакомить малышей с окружающим миром, развивать внимание, память, наблюдательность. Моим детям очень нравилась «Почемучка для самых маленьких» М.Дружининой. Правда, стихи чересчур примитивны. Все-таки я думаю, что поэзия должна оставаться поэзией, а не рифмованным текстом. Дети, правда, считают, пока по-другому… Другое дело, что эта книга позиционируется как «энциклопедия, в которой есть все, что нужно знать 2-3 летним детям». И стихи, действительно, рассчитаны на этот возраст, а вот задания на более старший. Например, есть даже ребусы, в которых надо разгадывать имена детей (например, нарисована гора, впереди буква Е, после – зачеркнутая А, означает имя ЕГОР). Я не встречала трехлетнего ребенка, способного отгадать такой ребус. А вы?

В издательстве «Махаон» выходит несколько серий для малышей. Например, серия «Дошкольная мозаика» (автор Земцова), это поучительные и интересные книжки с наклейками. Развивают память, речь и т.д. Каждая книга рассчитана на один-два навыка. Мы с удовольствием освоили всю серию «2-3 года», сейчас перешли к серии «3-4 года». Можно смело брать все подряд книги этой серии. Еще одна серия в этом же издательстве: «Умные книжки 2-3 года» (автор тот же). Серия неоднозначная. «Ожившие буквы» скучны, «Послушный карандаш» для двух-трех лет рановато. Скорее для 3-4. Книгу успешно порисовали, так и не выполнив толком ни одного задания. Серия «Умные книжки 3-4 года» только начали осваивать. Обнаружился обратный казус. Книга «Вправо - влево, вверх – вниз» ориентирована скорее на 2-3 леток. Обычно к трем годам дети хорошо усвоили такие понятия как «выше, ниже, внутри, снаружи, далеко, близко»…, а также в основном правильно употребляют предлоги «в, на, над, под, около, перед» и т.д. Но в качестве повторения – хороший вариант, тем более за такую умеренную цену.

В издательстве «Карапуз» есть отличная серия «Для самых маленьких». Но там надо быть очень внимательным. Часть книг издается в мягком переплете, а потом дублируется в твердом переплете в другой серии и под другим названием. У меня была два таких облома, с книжками про Бусю и с книжками про Зайчика. Третий раз я была внимательна и не покупала книжки про Митю и Аню в твердом переплете.

В издательстве «Мозаика-Синтез» есть хорошая серия «Это может ваш малыш» и «Маленький художник». Но в самой серии немало оплошностей. Например, в книге «Машинки из бумаги» модели для вырезания расположены на одном листе с обеих сторон. (Мы просто вырезали часть моделей из цветной бумаги). Альбомы для работы с пластилином тоже не очень удобные, пластилин прилипает к противоположной стороне и оставляет неэстетичные пятна. Есть в этом же издательстве более удачная серия «Школа семи гномов». Удобно покупать годовой курс. Замечательные стишки и прибаутки, хорошие иллюстрации, интересные картонные вкладки в каждой книге, из которой можно сделать игрушку, развивающую игру или дидактический материал. Только бери и занимайся с малышом.

Были и есть у нас различные детские энциклопедии. Например, «Мой первый учебник. Энциклопедия развития ребенка от 1 года до 5 лет», авторы - Гаврина, Кутявина, Топоркова. Мы ее к трем годам полностью прошли и подарили родственникам. На сегодня у нас еще «в действии» «Занятия с ребенком от 2 до 5 лет», издательство «Стрекоза». За год мы прошли всю программу за 2, 3 и 4 год. Остался 5 год… Книга изрядно потрепалась. Жаль, что издательства «любят» одни и те же иллюстрации гонят из книги в книгу. Купили еще пару книг этого издательства, а рисунки и стишки из «Занятий…».

Очень хорошие так называемые «детские учебники» у Олеси Жуковой, Елены Янушко, Натальи Тегипко, Гайды Лагздынь, считалки и азбука Усачева и т.д.
Список можно продолжать до бесконечности. Важно, чтобы мамы и папы сами подержали книгу в руках, посмотрели на текст, иллюстрации, на качество издания и сделали свой выбор. Ведь книг так много! Кому-то удобнее покупать маленькие, кому-то толстые сборники. Но читать надо разные произведения – короткие рассказы и длинные, народные и авторские, классику и современных авторов… Немного новых книг, чуть больше старых, добрых, проверенных.

…Детство - это время постоянных открытий и изучения чего-то нового. Давайте научим наших детей любить книгу. Ведь после трех уже будет поздно…

P.S. Закончить разговор о детских книгах невозможно. Его можно только остановить, …чтобы продолжить позже. О чем я расскажу в следующий раз?
- что делать, если ребенок не хочет слушать книгу,
- что такое чтение фоном и что можно так читать,
- все про аудиокниги: что, как и когда слушать,
- стоит ли читать книги в упрощенном изложении,
- чтение на ночь: за и против,
- мультфильмы и книжки по мультфильмам: читать или смотреть,
- когда пойти в библиотеку первый раз и что там делать,
- вместе в книжный магазин.

Что читать детям «от нуля до трех». Список книг от Лены Даниловой


"Радуга-дуга", стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Юрия Васнецова (по этой книжке снят диафильм)
В. Сутеев «Сказки и картинки»
Русские сказки о животных ("Колобок". "Теремок", "Репка" и т.д. )
«Рифмы матушки Гусыни» в переводе К. Чуковского, С. Маршака
К. Чуковский "Сказки"
С. Маршак "Сказки, песни, загадки"
А. Барто "Игрушки", другие стихи для малышей
С. Михалков некоторые стихи
Д. Хармс "Стихи"
Ю. Мориц "Стихи"
Рената Муха "Стихи"
В. Левин "Глупая лошадь"