Рождество ХристовоС Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свобод­ных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за горо­дом, в вертепе, где пасту­хи укрывали свой скот от грозы. В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младе­нец Иисус, которого Ма­терь Божия, спеленав, по­ложила на сено в ясли для скота. (Лк. 2.7)

В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14). И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах – волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

Дата Рождества Христова


Священное Писание, излагающее обстоятельства рождения Иисуса Христа, не указывает год и день свершения великого События. Евангелие от Луки сообщает о рождении Христа во времена римского императора Августа и правителя Сирии Публия Квириния, который и объявил обязательную перепись населения.

Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должны были явиться на перепись в «город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк.2,4), где, по всей вероятности, пребывали их родословные книги. Евангелист Лука уточняет, что речь идет о первой переписи в правление Квириния. Эти сведения, а также некоторые другие изыскания историков, позволяют датировать Рождение Христа 748-м годом от основания Рима, а не 753-м, как это вычислил в VI веке Дионисий Малый, установив новый порядок мирового летосчисления. Таким образом, по уточненным оценкам современных историков, Христос родился за 4-5 лет до начала новой эры «от Рождества Христова».

Первоначально Рождество Христово не праздновалось отдельно вообще, а затем празднование стало совершаться в один день с Крещением Господним (ныне отмечаемым в Православной Церкви 6 января по старому и 19 января по новому стилю).

Дата Рождества - 25 декабря (7 января) принята Церковью с IV века. До семидесятых годов 1-го века подавляющее большинство христиан составляли иудеи и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, просто потому, что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Ко II-III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников.

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления, 6 января). Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII.

Праздник Рождества Христова

Празднование Рождества Христова


Праздник Рождества Христова занимает в православной церковной традиции особое место. Богослужебный устав и церковный календарь подчеркивают особое значение этого праздника тем, что его предваряет продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим.

По уставу, со 2 января (по новому стилю) не разрешается вкушать рыбу. Эти последние несколько дней перед Рождеством Христовым называются днями предпразднства. Они вводят православных верующих в атмосферу праздника, готовят их к переживанию и осмыслению содержания празднуемого события тем, что во время богослужений в дни предпразднства уже поют некоторые песнопения Рождества Христова, читают каноны, раскрывающие разные стороны грядущего праздника.

За два дня до Рождества в храмах читают евангельские повествования о Рождестве Христовом. Этих рождественских рассказов четыре - по числу канонических Евангелий, но поскольку в Евангелии от Иоанна подробности Рождества Христова не переданы, то читаются отрывки из первых трех Евангелий - от Матфея, от Марка и от Луки.

Наконец, день самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником. Есть обычай, в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи, не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса.

По материалам сайтов:
http://rojdestvo.paskha.ru/Rojdestvo/
http://www.zavet.com/kalendar/cristmas.html