Связано это с тем, что именно современные и качественные мультфильмы, которые регулярно выпускают лишь на четырех — пяти крупнейших студиях, предлагают детям и их родителям именно то, что ребенок, самый требовательный на свете зритель, хочет получить от похода в кинотеатр.
«Смотреть иллюзию»
Не так давно Владимир Грамматиков, известный детский режиссер («Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Мио, мой Мио» - лишь некоторые его работы), заметил, что будущее — за жанрами, где широко используются спецэффекты и, в особенности, 3D формат. Он прав в том, что сердца детей завоевывает, прежде всего, поражающее воображение зрелище.
И, в частности, действительно, 3D формат, в котором выполнены все успешные мультфильмы последних лет. Можно вспомнить недавнюю попытку Walt Disney Pictures вернуться к классической анимации, в течение десятилетий приносившей студии успех. «Принцесса и лягушка» выдающихся художников Рона Клементса и Джона Маскера имела большой успех, собрав в мире почти 270 млн. долларов в 2009 — 2010 гг. Однако следующий полнометражный проект от Walt Disney, «Рапунцель: Запутанная история», превзошел этот результат вдвое.
Можно вспомнить и «Историю игрушек» от Pixar. Первые две части пользовались фантастической популярностью во всем мире, но заключительная серия, сделанная в 3D, оказалась успешнее их обеих, вместе взятых. Причем не только среди детей, да и зрителей самых разных возрастов, но и среди почтенных американских киноакадемиков.
Так что за 3D и высокотехнологичными спецэффектами вообще — будущее. Сколько бы критики ни предрекали скорую «смерть 3D», популярность этого формата в кино и анимации для детей имеет под собой веские основания.
Герои и злодеи
Даже самые высокие технологии, однако, не заставят детей полюбить мультфильмы с неинтересным сюжетом или непривлекательными персонажами. И наоборот, хорошая история увлечет ребенка, если даже художник обходился вовсе без привлечения каких-либо спецэффектов — примером тому могут служить те же классические мультфильмы Disney или популярные у нас истории про трех богатырей, нарисованные от руки, а не на компьютере.
Ключевые элементы любых сказочных историй — это хорошо продуманный, красочный мир и запоминающиеся персонажи. Ни то, ни другое не должно непременно быть фантастическим или особо привлекательным. Студия Pixar в свое время «оживила» обычные детские игрушки, Dream Works заставила полюбить зеленокожего огра по имени Шрек, а режиссер Генри Селик сначала увел детей в загробный мир, а потом, по тесному лазу, в потустороннюю реальность «Коралины в стране кошмаров». И оба раза — с необычайным успехом.
Наконец, то, о чем никогда не стоит забывать родителям (хотя дети не так уж часто на этот момент обращают внимание) — это мораль. Она должна быть в любой истории. Невозможно привести пример успешного детского произведения, в котором вовсе не было бы никакой морали. Даже в «Монстрах против пришельцев», своеобразном посвящении плохой фантастике 1960 — 1980-х годов, воспитательной функции отведено немало места (хотя, справедливости ради, мультфильм обошелся бы и без нее).
Сегодня на экранах
Сегодня полнометражная анимация, чаще всего в формате 3D, выходит на экраны приблизительно пару раз в месяц, или чуть реже. Правда, по качеству она сильно различается — бывают громкие премьеры, а случаются и такие не очень заметные картины как «Альфа и Омега», «Астробой», и прочее, в том же духе. Причем, несмотря на все усилия ведущих студий, таких как Disney/Pixar, Sony или Dream Works, доля «второсортной» анимации велика.
С начала этого года, за два с половиной месяца, в широкий прокат вышло три мультфильма. Немецкий «Пингвиненок Джаспер» получился весьма своеобразным, и в сюжетном, и в техническом плане, и широкой популярности не имел, как и другие проекты из Германии (например, «Союз зверей»). «Гномео и Джульетта», выпущенный в 3D, хотя и представляет собой вольную интерпретацию Шекспира — то есть, с сюжетом и персонажами там все в порядке — не порадовал ни роскошной графикой, ни интересным миром, не говоря уже о том, что смысл мультфильма понятен далеко не каждому ребенку. Например, мимо младшей части аудитории он точно прошел.
Третья премьера — новый проект от Роберта Земекиса «Тайна красной планеты» — по крайней мере, внешне, обладает всеми необходимыми хорошему детскому мультику достоинствами. Популярная книжка Бриседа Беркли рассказывает о том, что близко каждому ребенку — о маме, ее любви и заботе, и о приключениях, конечно. А крупный бюджет и высокая репутация Земекиса как постановщика спецэффектов и неутомимого экспериментатора, подарившего нам и «Кролика Роджера», и «Полярный экспресс», гарантируют, что фантастический Марс получился на славу. Да и персонажи, сделанные в технологии performance capture, похоже на ту, что использовал, скажем, Джеймс Кэмерон в «Аватаре», вряд ли могут оказаться не запоминающимися.