Книга называется «Не для взрослых. Время читать!» Идея проста: в развитии читательских предпочтений писательница выше всего ценит период отрочества и предлагает подросткам (или отрокам) 10-16 лет заполнить полку книгами, которые просто необходимо прочитать в этом возрасте: потом станет поздно и упущенного удовольствия не наверстать. На эту полку Чудакова – надо сказать, довольно хаотично – ставит вперемежку Гайдара, Рабле, Лермонтова, Марка Твена, Александра Грина, Пушкина, О.Генри, Дефо, Льва Толстого, Бориса Житкова, Мериме, Осееву, Зощенко... Оговариваясь, что есть ещё Дюма, Каверин, Честертон, Гоголь, Жюль Верн, Диккенс и многие другие, для кого понадобится вторая полка.
В общем, сумбурно. Я так и не поняла, почему каверинские «Два капитана» не вошли в первую полку для подростков и почему Рабле на ней сразу после Лермонтова. Не увидела внятную общность между князем Мышкиным и гайдаровским Тимуром. Не во всём согласилась с выбором книг. Или с одним из трёх главных правил Чудаковой: «Нет книг, которые читать рано». Есть такие книги. В особо печальных случаях книга, взятая слишком рано, способна отбить желание открывать себя на долгие годы, быть может, навсегда. У меня так вышло с «Янки при дворе короля Артура» и, стыдно признаться, с «Дон Кихотом».
И при всём при этом – какая замечательная идея! Можно сказать, универсальная. Все мы, мамы и папы, даже бабушки и дедушки, можем составить список самых дорогих нашему сердцу книг, вспомнить, чем они трогали и волновали нас в детстве, о чём мы фантазировали, читая. Мы можем записать свои воспоминания и мысли, и получится наша собственная книжка «Время читать!», а у детей появится пространство для размышлений и выбора. Или можем ограничиться советами, что тоже неплохо. Только, в любом случае, надо начинать читать и говорить о прочитанном. Именно в таком просветительском тексте – а не в сусальной истории про девочку Женю – у Чудаковой даже получилось вполне натурально рассуждать об отечественной истории, как почве для книг Толстого, как драме Зощенко и Заболоцкого. И во всё это вплелись воспоминания детства. Книжная полка прямо на глазах превратилась в мостик между поколениями. Тем более ценный, что находится он не за семью печатями: каждый из нас способен навести такой мостик.
Делать это необходимо. Порой даже не догадаешься, кто безогляднее углубляет траншею непонимания: дети или сами взрослые, стремясь угодить некому «общепринятому» представлению о детских интересах. Слушая на днях «Детское радио», я обратила внимание на вопрос ведущей, вполне себе взрослой, хоть и молодой женщины, которая беседовала с юными девушками из хора «Весна». «А какую музыку вы слушаете для души, в свободное от занятий время?» - спросила эта дама. «Я слушаю классику», - застенчиво ответила одна девушка. «Да неужели? – судя по интонации, ведущая была оскорблена в лучших своих чувствах. – Вот прямо приходишь домой и для души слушаешь классику? Ну, ты со мной лукавишь. Сейчас ведь столько направлений: поп, рок, хип-хоп, рэп, соул… - с энтузиазмом перечисляла она. – Что, если мы сейчас проверим, что записано у тебя в телефоне, там будет только классика? Не верю!» «Не только, - всё так же застенчиво, но уверенно сказала девушка. – Но классика тоже».
Вот что это было? Зачем? Неужели мы дошли до того, что желание подростка слушать не по принуждению, а для души веками освящённые шедевры воспринимается как лукавство или извращение? Видимо, если бы вопрос был не о музыке, а о чтении, признание, что для души дети читают Пушкина или Лермонтова, тоже было бы встречено как обман или кокетство. Я и прежде слышала эту радиоведущую: когда дети ей отвечали, что любят Диму Билана, она принимала это как должное. Такая нынче норма? Если так, её уж точно придумали не дети. Эту норму придумали взрослые. А книга «Время читать!», напротив, указывает один из немногих способов, которые доступны нам, чтобы не допустить разрыва и поделиться с детьми тем, что мы сами любили в детстве. Не обязательно это классика, но всегда – вещи, проверенные временем, нашей благодарной памятью.
В заключение, немного личного опыта. Я читала не все книги, которые рекомендует Чудакова, а из прочитанных люблю не все, и полка моя получится другой. Но один рассказ заинтересовал меня сразу – здесь надо отметить, что писательница сделала продуманную текстовую нарезку, выбранные ею места, действительно, пробуждают желание узнать, как будет развиваться сюжет и чем всё это закончится. Так вот, пробежав глазами начало рассказа Валентины Осеевой «Бабка», я тут же принялась искать его в интернете. Нашла, стала читать и разрыдалась, хотя не лила слёз над книгой уже очень давно. Тут пришла моя дочь. «Мама, почему ты плачешь?» Всё ещё задыхаясь и всхлипывая, я принялась читать «Бабку» ей. Она слушала внимательно. Она поняла правильно. Меня потрясло, что она заплакала на том же месте, что и я. Конец мы дочитывали вдвоём, зарёванные, несчастные и счастливые.