Состав группы


Автобус в Финляндию отправлялся из Санкт-Петербурга. На Московском вокзале, у памятника Петру I, мы долго топтались, ожидая последнего участника. Гид заглянула в список и тяжело вздохнула: "Год рождения - 1931". Тут позвонил водитель автобуса и сообщил, что один турист давно сидит в автобусе. Им оказалась прелестная женщина преклонного возраста. Она всегда была "впереди планеты всей". На таможне мы увидели ее проштампованный загранпаспорт и дружно позавидовали. Наверное, по количеству полученных виз она мало отстала от российского путешественника Федора Конюхова.

Младшему участнику путешествия по скандинавским странам было 7 лет. Мне кажется, что рано брать на экскурсионные маршруты детей столь незрелого возраста. История страны, ее достопримечательности, изумительная архитектура была ему "по барабану". Он носился вокруг фонтанов, наматывал круги по королевским площадям, и гонял игрушечные машинки по брусчатке трехсотлетней давности. На вопрос: "Он что-нибудь вспоминает после поездок?" Его бабушка с гордостью ответила: "Конечно! Например, испанский Диснейленд (парк «Порт Авентура») он вспоминает чаще, чем французский!"

Половое соотношение было классическим. На двадцать шесть человек - 5 мужчин, остальные - женщины и дети.

Природа


Если Россия - это букет полевых цветов, то природа скандинавских стран - икебана. Минимум элементов, максимум впечатлений. Она сдержана и оттого красива. Камень, мох и сосны. Мох театрально покрывает эффектно сколотый камень.

Можно произвольно щелкать фотоаппаратом и все равно получатся идеально выстроенные кадры, где будет ломкая линия камня с наползшей на нее лентой мха, восточные изгибы невысоких мало лиственных кустиков, обязательная вертикаль сосны и бездонно спокойное северное небо.

Дороги


Дороги расслабляют. Нет ни рытвин, ни ямок, ни перепадов дорожного перекрытия, ни отвлекающих рекламных щитов. Едешь и едешь, так и заснуть не долго. Не то, что российские дороги! Вечное напряжение, азарт, как обогнуть, как объехать, как не наскочить. Скандинавское дорожное покрытие лишено этого драйва.

Автозаправки оснащены не только качественным бензином, но и развитой инфраструктурой. Это не российские забегаловки под эгидой "все сами, все своими руками", "здесь закрасим, там заклеим". Это прекрасные вместительные площади, оформленные со сдержанным нордическим вкусом и вкраплением смелых дизайнерских решений.

Порядочность там в крови. У входа стоят стеллажи с газетами и журналами, выложены книги, напитки, касса расположена в глубине зала и никому не придет в голову, набрав товар, повернуть к выходу.

Когда мы выезжали из России, ничего не удивляло: ни дороги, ни туалеты. После недельного отсутствия родное дорожное полотно неприятно отдавалось во всем теле. Ощущение, что едешь по стиральной доске.

Если говорить о прозе жизни, в Скандинавских странах в общественных местах везде стоят «скрытые краны», реагирующие на движения рук. Подносишь ладони под кран, начинает течь вода. На российской территории, если из пяти туалетных кабинок функционирует одна, это уже хорошо.

Я подозревала нашего милого гида в симпатии к водителю автобуса. Она повторяла, что он должен отдыхать не менее 12 часов, обедать не менее 45 минут. Оказалось, все прозаичнее! У водителя стоит картонный диск, на который автоматически фиксируется время нахождения автобуса в пути, время остановок и скорость движения. И любой тамошний смотритель порядка из дорожной службы (по-нашему, служба ДПС) может проверить данные этого диска и выяснить, нарушал ли водитель установленные правила.

Транспорт


Самым распространенным видом транспорта в скандинавских странах является велосипед. Например, в Дании на пять миллионов жителей - пять миллионов велосипедов. Члены Парламента не отстают от народа. Видела забитую велосипедами парковку у Датского Парламента. Нам бы членов Думы пересадить на двухколесный транспорт, пусть даже с мигалками. Пробок в столице стало бы меньше. Средний возраст членов Датского Парламента - 30 лет!

Может быть, мне показалось, но чем дальше от российской границы, тем больше "не пристегнутых" велосипедов. В Дании я почти не видела замков на колесах.

Велосипедные дорожки выложены на тротуарах и вдоль проезжей части. Они обозначены на картах города голубым цветом. Везде предусмотрены места парковки.

Есть услуга «велосипед напрокат». Бросаешь в щель 20 датских крон, отстёгиваешь велосипед (вместо спиц у него диски) и едешь по делам. Можешь оставить его на другой парковке. Пристегиваешь, и монетка в 20 крон возвращается.

Много велосипедов с детскими колясками. Сверху они накрыты чехлами.

Шокирующее зрелище – потоки служащих на велосипедах. Мужчины в строгих костюмах, женщины в юбках и жакетах. Из велосипедных корзин торчат женские сумочки и портфели с ноутбуком. Многие ездят в специальных велосипедных шлемах, которые у нас можно встретить на детях до пятилетнего возраста. Серьёзная нация серьёзно подходит к средствам безопасности.

Архитектура


Не буду описывать достопримечательности скандинавских стран. Их можно найти в интернете и в проспектах. Общая черта архитектуры - сдержанность. Достойный минимализм и четкость линий поразили сразу же, как только мы въехали на территорию Финляндии. Дачные домики - прямоугольник с треугольной крышей и крошечным крылечком. Никаких надстроек, пристроек. Домики по очертаниям напоминают детские рисунки без изысков, с одинаковыми окошечками, растянутыми в линейку. В одинаковых окошечках стоят зажжённые одинаковые светильники.

Дачные участки крошечные, без завалов "нужной" техники и деревянного хлама "авось понадобится". Чистенькие, аккуратненькие, обыгранные дизайнерскими штучками. Где-то чучело стоит, где-то лежит огромная янтарная тыква, специально, чтобы радовать глаз. Камни скандинавы на участок не затаскивают, альпийских горок не сооружают. Наверное, от того, что северные страны это и есть одна большая, ухоженная альпийская горка.

Дома в старинных частях города стоят, плотно прижавшись, словно поддерживают друг друга. У каждого дома свой цвет, поэтому нет ощущения монолитности, и своя изюминка, малюсенькая, но своя.

Интересно заглядывать в окна первых этажей: не поймешь, то ли это жилая квартира, гостиница, то ли кафе или уютная сувенирная лавка. Надо долго всматриваться, чтобы понять, чего больше. Если столов, значит - кафе или ресторан, если много ручного дизайна, то, скорее всего, лавочка сувениров. Все помещения кажутся жилыми, вот отчего так трудно сразу вычленить назначение комнат. И, начни фотографировать внутреннее убранство, каждый кадр - готовая открытка. Настолько все уравновешенно и гармонично.

При всей этой исторической красоте много современных дизайнерских вкраплений, которые почти всегда в тему и не разбивают общего впечатления, а наоборот, оттеняют старинные красоты: кладку стены, ставни, резные двери, барельефы, волнообразные изгибы крыш, булыжные мостовые.

Если на доску восьмидесятилетней давности, изъеденную, потрескавшуюся, с облупившейся краской, положить новенький блестящий гвоздь, то этот дуэт гвоздя и доски будет смотреться эффектнее, чем доска в одиночестве. Он пробудит больше ассоциаций и даст импульс для размышлений.

Есть у скандинавов понятие "бессмысленная архитектура". Например, скала в черте города, а на ней - огромная металлическая паутина. Высокая промышленная труба, украшенная светодиодами, превращается в архитектурную достопримечательность, которую показывают туристам.

Кратко охарактеризовать скандинавов можно двумя словами: любовь и сдержанность. Они любят свои дома, свои города, свои традиции и культуру, они любят все живое.

Мой преподаватель гидравлики любил повторять: «Сonamore». И пояснял, что все надо делать с любовью. Скандинавы так живут.