Работа с детьми-актёрами – трудная задача. От неё отступаются даже некоторые именитые московские театры, и это, увы, я говорю, имея за плечами немалый опыт зрительского знакомства с игрой «тётенек-девочек» и «дяденек-мальчиков». Если уж в каком-то большом спектакле себя, ребёнка, играет ребёнок, то об этом достойном удивления событии театр старается предупредить заранее, как о своём экзотическом преимуществе. Так было, например, с анонсом «Острова сокровищ» в Театре им. Пушкина. Спешите видеть: у нас Джима Хокинса играет настоящий мальчик!
Бывает и так, что в детском спектакле заняты почти исключительно дети – милые, очень старающиеся, даже видно, что талантливые, – но совсем дети, и спектакль получается самодеятельный. Тут уже хочется сказать: ау, взрослые, ваше участие меркнет по сравнению с ребячьей непосредственностью.
Наконец, случается, что опыт взрослых и детское обаяние, помноженные на талант тех и других, вместе создают яркий, умный и доходчивый спектакль. В Москве, да и везде, такие наперечёт. В Питере в первые дни нового года ребята из Сочи покажут мюзикл «Мышки», и, насколько мне позволяет судить сочинская видеозапись, здесь сделана именно такая заявка – это серьёзная совместная работа детей и взрослых. Причём если к взрослым ещё могут быть какие-то претензии, то таких талантливых и ярких детей мне доводилось видеть только в лучших детских спектаклях… и не в таком количестве.
Я немного знаю продюсера «Мышек» Александра Минина, и вопрос «где вы нашли таких чудесных детей» был первым, который мне захотелось ему задать.
Александр Минин: «Три года назад в Сочи проходил молодежный конкурс-фестиваль, членом жюри которого был мой знакомый. По семейным обстоятельствам он не смог поехать и уговорил меня его заменить. По положению конкурса одним членом жюри должен был быть представитель бизнеса (Минин – директор питерского завода «ЕвроБалт» - Т.Ш.). На этом фестивале выступал сочинский коллектив и показывал несколько номеров из мюзикла Мышки. Что со мной произошло после их выступления объяснить сложно, мне настолько понравилось, что я просто «заболел» этими ребятами. Та сумасшедшая энергетика и профессионализм, с которым они выступили, просто не могли оставить равнодушным. И еще мне очень понравились тексты песен. Они были очень добрые, и в них был смысл. По воле случая, обратно в самолете я летел вместе с режиссером этого мюзикла, молодым парнем, который закончил ГИТИС. Он рассказал о театре, о проблемах и о своей мечте, что когда-нибудь они смогут выступать на больших площадках. Всю дорогу я сдерживал себя от каких-либо обещаний (в стране бушевал кризис), но в результате от намека так и не удержался. Через два месяца мы снова встретились и решили, что попробуем претворить мечту в жизнь. Пожали друг другу руки и начали работать».
Мюзикл «Мышки» не чисто детский: здесь есть шестилетние «мышата» и старик-волшебник, есть очень запоминающиеся взрослые актёры, но главная движущая сила его – подростки. Как сделать так, чтобы пятнадцатилетние ребята всерьёз заинтересовались проблемой борьбы со злом – и притом на материале, из которого они уже отчасти выросли? Речь ведь идёт не о мистическом и грандиозном «Гарри Поттере» (которого я, на самом деле, люблю, но он совсем другой), а всего лишь о городке мышей, куда проникли коты. Сказка по сюжету простая и вполне подойдёт маленьким детям – но играют в ней их старшие братья и сёстры, про которых часто принято думать, что они больше, чем семейными ценностями, увлечены техно-музыкой, компьютерными играми и грандиозными спецэффектами.
Александр Минин замечает, что в «Мышках» есть «и драки, и погони, сложнейшие акробатические номера, и есть любовь», и что это соответствует подростковым запросам и энергичности. Конечно, если пятнадцатилетних обучает трюкам профессиональный каскадёр (профессор РАТИ и ВГИКа Айдар Закиров) – это, в их глазах, повышает значимость и серьёзность дела, которым они занимаются. То, что в трудный период самоопределения сцена может помочь детям раскрыться, -- несомненно; но, пожалуй, реже встречается, чтобы они при этом с трогательной заботой относились к младшим.
Александр Минин: «Когда общаешься с ребятами на протяжении нескольких лет, изменения очень хорошо видны. Многие приходили в театр очень закомплексованными, на сцене стеснялись, не могли двух слов связать. И с каждым моим новым приездом в Сочи, я видел, как огонек в их глазах горит все ярче, как азарт и любовь к делу, которым они занимаются, разрушает все комплексы на корню. Два года назад к нам пришли ребята, которые занимаются паркуром. Теперь полколлектива занимаются этим видом спорта. А это физическая форма, здоровый образ жизни. У нас старшие всегда приглядывают за младшими, а младшие тянутся к старшим, у них есть с кого брать пример».
О взрослой команде «Мышек» Минин говорит с не меньшей теплотой, чем о детях: «Автором, режиссером и идейным вдохновителем является Борис Ингулов. Молодой человек, который закончил ГИТИС и сейчас живет в Сочи. Он, безусловно, личность. Очень харизматичный, добрый и одновременно требовательный. Дети его очень любят, а детей обмануть сложно. Профессионально занимается своим делом, постоянно генерирует новые идеи. В нем есть стержень, который позволяет ему творить добрые дела. Руководителем театра, автором многих песен, художником является Жанна Лебедева, мама Бори. Удивительный человек. Для меня она – олицетворение добра и мужественности. Да, мужественности. Именно благодаря ей театр прошел через многие испытания и сейчас продолжает развиваться. Автор музыки – Владимир Любимов, который, к сожалению, скончался два года назад. Человек с большой буквы. Он очень хотел, чтобы у нас все получилось, и мы очень старались, чтобы его желание сбылось. Ну, и наконец, декораторы – Оганнес Бадасян и Виктор Сорокин. Все наши огромные декорации сделали эти два человека. Многие не верят, а это правда. Год работы, последние недели практически круглосуточно. Профессионалы говорят: фантастика, а я и не спорю, потому что это действительно фантастика».
В августе 2011 года у «Мышек» была премьера: они дали двадцать спектаклей в Зимнем театре. Тогда в Сочи многие не знали, что у них есть такой коллектив, и решили, что дети приехали «из столиц». Осенью определилась и публика: всё-таки «Мышки» - мюзикл детский, он достаточно лиричный, но хорошо подходит и для тех активных малышей, кто любит, подпрыгивая на стуле, во всё горло выкрикивать советы наивным актёрам.
Для того, чтобы получился добрый энергичный спектакль, недостаточно, чтобы вместе собрались энергичные добрые люди. Нужны талант и кураж, и удача, и хотя бы начальные средства. В «Мышках» всё это, по счастью, есть, - возможно, не хватает им пока опыта выступлений, взгляда на себя со стороны, знакомства с наработками других. Эти пробелы быстро восполнятся: 3 и 4 января сочинцы наконец выступят в Петербурге, в БКЗ «Октябрьский». Обычно происходит наоборот: москвичи и петербуржцы гастролируют по стране. Но чудесным детям из провинции и взрослым, которые помогли сделать красивый и добрый спектакль, есть, что показать столице.