Серафим Роуз

О детских капризах


С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания…

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку – почти на любой аспект нашей современной культуры, – подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

Иеромонах Серафим (Роуз) (1934-1982)

Святитель Тихон Задонский

В чем заключается слепая любовь родителей к детям?


Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют их наказывать за преступления, но после, как вырастут и неисправны будут, сами узнают погрешность свою. Кроме того, детям накрепко должно возбранять водиться и дружиться со злыми, так как злоба изменит и добрый разум, да и самим родителям беречься должно, чтобы соблазна детям в чем не подать.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Священномученик Сарафим Чичагов

О воспитании отрока и подростка


Начатое же христианское воспитание необходимо продолжать и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве. Когда у дитяти начинают пробуждаться силы, родителям должно усилить внимание, ибо грех, живущий в человеке, непременно возбудит борьбу со стремлением к Богу и дети не в силах сами бороться. Тогда начинается борьба родителей с грехом, живущим в дитяти. Должно так вести и направлять силы телесные и душевные ребенка, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению. Это главное, в этом мудрость христианского воспитания.

Светское воспитание, излюбленное в наше время, которое нельзя назвать христианским, есть большой грех. Свт. Златоуст говорит, что такой грех никогда не простится родителям. "Даруя нам детей, - пишет святитель, - Господь вверяет их нашему попечению и предоставляет нам власть над ними". Чем оправдываемся мы пред Господом? Не тем ли, что дети нас не слушают? Но родители обязаны предотвращать такую гибель детей, должны овладеть первыми их впечатлениями, наложить на них узду, когда они еще не имели силы разорвать ее, а не ждать, пока страсти, усилясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми.

Священномученик Серафим (Чичагов, 1856-1937)

Святитель Иоанн Златоуст

О цели обучения


Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц. Ибо детоубийцы тело от души отлучают, а они и душу и тело в геенну огненную ввергают. Телесной смерти по естественному закону никак невозможно избежать, а смерть души возможно было бы, если бы нерадение родителей не было в ней виновно. К тому же телесную смерть грядущее воскресение тотчас может упразднить, а погибели души ничто не может возвратить...

Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботами о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господнем. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько если научить его искусству презирать деньги. Богат не тот, кто заботится о большем стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Не заботьтесь о том, чтобы сделать сына известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайтесь о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, - от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному, - этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний.

Святитель Иоанн Златоуст (347 - 407)