Два школьных новогодних спектакля. Один поставлен в государственной образовательной школе. Другой - в Вальдорфской школе на Серпуховке.

Два мира - два спектакля. Они зрелищно показывают, чем одна система обучения отличается от другой. Каждый из представленных спектаклей, словно лакмусовая бумажка, выявляющая особенности подхода к воспитанию юного поколения.

Детский спектакль


В «обычной» школе был поставлен спектакль по мотивам сказки «Двенадцать месяцев». Меня он потряс массовостью – 80 участников! Этим и объяснялась заполняемость зала. Даже на подоконниках сидели зрители - родители. Так приятно увидеть любимых чад на сцене!

Спектакль был подготовлен за рекордный срок - месяц. Накладок не было: музыка звучала вовремя, актеры выходили на сцену в нужный момент, говорили четко и громко.

Сказка скорее напоминала отчетный концерт дома творчества, нежели спектакль в обычном его понимании. Сюжет сказки помогал связать разрозненные номера.

В представлении было все: и акробатические трюки, и бардовская песня, и танец живота, и цыганские напевы и блюз, исполненный на саксофоне. Дети, которые не обладали ярко выраженным талантом, играли драматические роли. И, несмотря на эту кажущеюся какофонию действа, спектакль всем понравился. Была искренность, старательность и детская непосредственность.

Для того, чтобы было понятно, как это несочетаемое «множество» номеров можно было связать сюжетом всем знакомой сказки, несколько слов о спектакле. Завязка шла в классическом ключе, когда же падчерица попадает на поляну, где заседают братья – месяцы, тут и начинаются концертные номера. Три месяца (представители одного сезона) знакомят девочку со своим временем года посредством тематической бардовской песни. Затем следовал танец в зависимости от времени года: танец снежинок, весенней капели, цветов и листопада в исполнении учеников начальной школы.

Для того чтобы оживить спектакль, время от времени действо перетекало во дворец, где юная принцесса вместе с учителем ждут, когда же им принесут подснежники. Их развлекают концертными номерами иноземные гости.

В спектакле участвовали две учительницы с прекрасными вокальными данными. Когда в очередной раз одна, так и не сменившая строгий костюм на концертное платье, вышла на сцену, кто–то, не сдержавшись, крикнул: «Ну сколько можно?!» Громким поставленным голосом учительница пояснила: «Что поделаешь? Я петь люблю».

Спектакль показал, сколько талантливых и разносторонне развитых детей учится в школе. Театральная постановка шла под эгидой «Что я могу». Кто мог продемонстрировать талант, тот и демонстрировал. А когда что-то делают дети и при этом стараются, на это всегда приятно смотреть.

Вальдорфский спектакль

Родительский спектакль


В Вальдорфской школе на спектакль «Зимняя сказка» зрители собирались не спеша, долго устраивались, пересаживались, переговаривались. Было впечатление, что все друг с другом знакомы. Было много пап и детей грудничкового возраста. Поразили лица «необщим выраженьем»: спокойны, расслаблены, самодостаточны, находились в состоянии «здесь и сейчас». И эта аура покоя и добросердечия заполнила зал.

Спектакль был поставлен по мотивам финских сказок. Четкий скандинавский фольклор прослеживался на протяжении всего спектакля. Он «читался» в музыке, декорациях, костюмах, именах, стилистике движений, в ритме диалогов: мелодичный, распевный, неспешный.

В постановке принимали участие только взрослые. Это был их подарок детям на рождественские каникулы. Это аналог давно утратившей традиции – постановки домашних спектаклей. Где своими силами, подручными средствами любовно и тщательно выстраивается вполне профессиональный спектакль со сменой декораций, интересными музыкальными проигрышами, захватывающим сюжетом и воспитательной идеей.

Сюжет сказки был классическим: главные герои, преодолевая трудности, восстанавливают добро и справедливость.

Удачно и нешаблонно были подобраны актеры. Самым крупным персонажем в сказке была… блоха в мотоциклетной шапочке и автомобильных очках позапрошлого века. Матушка с батюшкой были именно такими, какими мы их представляем, когда произносим эти слова. Их добрые и мудрые лица словно списаны с рождественских открыток и детских дореволюционных книжек. Тщательно прописанные декорации умели двигаться и говорить. Я позавидовала актерам, у которых была замечательная возможность с сентября месяца собираться на репетиции: обсуждать, играть, разрабатывать образы и общаться друг с другом. Я не знаю другого места, где встречались бы взрослые, объединённые наличием детей, так славно и продуктивно проводящие время.

После нескончаемых аплодисментов режиссер представлял актеров: «Это мама Оля. Это мама Лена. Это папа Володя…», подчеркивал, что помимо прочих достоинств, ценит в них их отцовство и материнство. Не помню я других общественных мест, как так бы ценили материнство и так уважительно произносили: «мама…»

У меня неоднозначное отношение к Вальдорфской методике воспитания. Но, спектакль, который я увидела в стенах этой школы, как ни странно, подходит под мое определение искусства. Для меня большое искусство - это то, что задевает душу, трогает сердце и оставляет глубокое послевкусие.

Жаль, что в современной общегосударственной школе есть понятие: «школьный коллектив», «педагогический коллектив», но полностью отсутствует понятие «родительский коллектив». Есть «родительский комитет», «родительское собрание». Это структуры, собирающиеся для решения определенных задач. Но не более.

К сожалению, в культуре нашего общества даже слова для обозначения группы родителей, которые собираются, общаются, что-то созидают, не потому что от них этого требует общественность, а потому, что у них у самих есть такая потребность. Взрослые группируются для решения проблем, а не для времяпровождения.

Основой и главным принципом вальдорфской педагогики является атмосфера доброжелательности и любви, а главным позитивным методом воспитания и основной педагогической установкой является подражание воспитателям. Возможно, если перед глазами наших детей были бы примеры вот такого конструктивно-созидательного времяпрепровождения папами и мамами, то дети намного реже попадали под «дурное влияние» улицы и предавались различным порокам.