Анимешницы«Жестокие сюжеты, грубые картинки, глупые герои…» — так многие отзываются о японских комиксах манга и мультфильмах аниме. В то же время количество их поклонников с каждым годом растет. Сформировалась целая субкультура. Анимешник никогда не променяет своих героев на добрых Дядю Федора и Крокодила Гену… Ведь они для детей, а в его мире разгораются недетские страсти.

В последние годы в среде людей, воспитанных на добрых советских или на худой конец диснеевских мультфильмах, растет недовольство. К агрессивным и жестоким телепередачам и фильмам, увы, все уже давно привыкли. Но как можно показывать убийства и постельные сцены в мультиках или комиксах — произведениях, изначально предназначенных для детей?

Между тем в России популярность аниме и манги, практически каждый сюжет которых содержит сцены насилия или эротики, год от года набирает обороты.

Евангелие от аниме


В России японское мультипликационное искусство появилось не так давно. Наш зритель не знал, что такое аниме и с чем его едят, несмотря на то что в Японии и на Западе это направление стало популярным уже в 1960—1970-е гг. Жесткая цензура не могла пропустить мультфильмы, не содержащие в себе глубокого морального подтекста, герои которых к тому же проливают потоки крови. Лишь несколько мультфильмов, созданных совместно с японскими кинокомпаниями, отдаленно напоминали стиль аниме. В их числе «Приключения пингвиненка Лоло». Если смотреть его внимательно, то легко можно узнать японскую руку мастера по технике рисования и по некоторым элементам, привнесенным в нашу анимацию. Именно создатели этого мультфильма впервые показали советским детям кровь.

С аниме в сегодняшнем его понимании российский зритель познакомился только в конце 1980-х гг., когда впервые по телевидению стали показывать анимационные сериалы для детей. Поколение 1990-х гг. отлично помнит такие мультики, как «Кэнди-Кэнди», «Босоногий Ген» и, конечно, «Сэйлор Мун».

Но по-настоящему популярным аниме стало в 2000 г., после выхода на экраны сериала «Покемон». Главный герой мультфильма Эш Кетчум мечтает стать тренером покемонов, волшебных животных, обладающих сверхъестественными способностями, и путешествует по свету с электрическим мышонком Пикачу. На основе этого мультфильма стали выпускаться компьютерные игры, карты, фигурки героев, журналы…

«Покемон» стал классикой жанра кодомо — детского аниме.

Аниме

Взрослую же аудиторию покорил мехаэкшн «Евангелион». сюжет мультфильма разворачивается в 2015 г., спустя 15 лет после произошедшей всемирной катастрофы, унесшей миллионы жизней. Для борьбы с оставшимися на планете людьми на Землю являются огромные таинственные существа — Ангелы. Но у человечества уже есть защитники — гигантские боевые машины «Евангелионы», разработанные специальным международным агентством NERV.

Аску, синдзи и Рей, 14-летние дети, спасают планету и раскрывают тайну загадочных противников. Вопреки распространенным клише, по спасателям плачет психиатрическая клиника: брошенный родителями синдзи замкнут, слаб и эгоистичен, а вздорная и самовлюбленная Аска по ходу действия впадает в депрессию.

Весь сюжет фильма пронизан библейскими и каббалистическими мотивами. «Евангелион» вошел в десятку лучших мировых анимационных сериалов и породил настоящий анимешный бум, после чего на российских телеканалах стало появляться все больше и больше мультфильмов аниме, снимавшихся по мотивам комиксов манга.

Удивительно, что в России японское искусство заявило о себе сначала в виде мультфильмов и уже после этого поклонники аниме обратились к чтению манга. В Японии же первые рисунки манга появились аж в XII в., но популярность к ним пришла только в 1950-х гг., когда были выпущены комиксы осаму тедзука. Этот художник выработал легко узнаваемый стиль, в котором все эмоции героев передаются выражением неестественно больших глаз, а нос и рот едва заметны. И никого не смущает, что картинки порой плохо прорисованы, а печатаются черно-белые манга на бумаге довольно низкого качества. В этом есть своя изюминка, и поклонников таких рисунков с каждым годом становится все больше. Комиксы в стиле манга составляют 40 % всей печатной продукции Японии. Создатели манга обращают внимание на насущные проблемы, ставят серьезные вопросы, но умеют сделать повествование таким интересным и легким для восприятия, что это привлекает миллионы читателей.

У аниме есть еще одна характерная особенность — символичность. По определенным чертам можно узнать различного рода информацию о том или ином персонаже.

Степень блеска глаз выдает возраст героя: чем он моложе, тем больше у него горят глаза.

Цвет волос рассказывает о характере: блондины — спокойные и флегматичные, а вот рыжие персонажи — темпераментны и вспыльчивы. Но самое интересное, что в описании героя важное место занимает информация о его группе крови! Японцы верят, что по этому признаку можно многое сказать о характере человека. Обладатели первой группы — доброжелательные, но упрямые; второй — целеустремленные и уравновешенные; третьей — любопытные и большие фантазеры; а четвертой — очень чувствительные и обаятельные, но, как правило, «с двойным дном».

Людям, только начинающим познавать мир аниме, довольно трудно разобраться во всевозможных классификациях, которые так любят создавать японцы. существует несколько десятков различных жанров, в каждом из них тематика произведений очень четко определена. Наиболее противоречивым и даже скандальным можно назвать жанр хентай (яп., извращенный). К нему относятся порнографические комиксы и мультфильмы. Эротика в японском искусстве появилась очень давно: древнейшие настенные изображения в стране восходящего солнца явно имеют эротический характер и связаны с фаллическим культом. Но сегодня в японских СМИ детальное изображение половых органов запрещено, поэтому их прикрывают черными квадратами или ретушируют.

На Западе цензура еще жестче: слишком откровенные сцены целиком вырезаются, изображения перерисовываются, а тексты переписываются. И если в японском варианте героинями хентай являются маленькие девочки, то на Западе они «взрослеют» и картинки становятся не столь откровенными. Увлеченных читателей эти запреты не радуют, тем более что после такой обработки смысл повествования часто меняется. Ведь даже у хентай есть сюжетная линия и определенный смысл!

Несмотря на все возрастающую популярность, аниме имеет множество противников. Главным недостатком этих мультфильмов, по их мнению, является обилие жестокости и эротики, присутствующих даже в кодомо-аниме. Врачи-психотерапевты говорят, что поклонники, подражая своим кумирам, чрезмерная эмоциональность которых говорит об их глупости и неадекватности, перенимают у них манеру поведения.

К недостаткам аниме психологи также относят то, что главные герои, которых зритель подсознательно ассоциирует с образцом для подражания, получают от сильных персонажей помощь в виде волшебных предметов, позволяющих им преодолевать любые сложности. Это оказывает плохое влияние на детей: насмотревшись таких мультфильмов, они начинают считать, что не смогут самостоятельно справиться с проблемами и найти алгоритмы их решения.

Кроме того, примитивные и грубые рисунки негативно воздействуют на несформировавшуюся психику подростков, а сюжеты аниме убеждают их в несовершенстве мира и делают жестокими по отношению к окружающим. Как считают психологи, подобного рода информация ложится на очень благоприятную почву, поскольку поклонники аниме — это в большинстве своем неуверенные в себе, страдающие гиперсексуальностью молодые люди, которые плохо учатся и не умеют выстраивать отношений со сверстниками.

Даже сами анимешники не отрицают тот факт, что эти мультфильмы вызывают психологическую зависимость, сродни наркотической. Они говорят, что могут круглосуточно смотреть аниме, одну серию за другой, остановиться им просто не хватает сил.

А в периоды, когда нет возможности посмотреть что-нибудь новенькое, они испытывают «ломку» и впадают в депрессию. Однако анимешники относятся к такой зависимости с юмором, в то время как психотерапевты всерьез задумываются о вреде японских мультиков. Несколько трагических случаев подтвердили эти опасения.

В прошлом году в одной из школ Красноярского края на уроке географии скоропостижно скончалась 13-летняя ученица Евгения Курятова. Родители и психотерапевты обвиняют в случившемся японские мультфильмы, которыми она увлекалась в последнее время. За несколько дней до смерти Женя написала в своем интернет-журнале следующие строки: «странная апатия... ничего не хочу... ничего не могу... словно высосали всю жизнь... люблю аниме... помешана на нем… я не хочу его смотреть... люди... пожалуйста... кто знает, как от этого уйти?.. от этой апатии... от безразличия ко всему...» Психологи считают, что зло, которому нет предела в японских мультфильмах, вгоняет людей в депрессию, в результате чего они просто теряют смысл собственной жизни.

Другой случай произошел с 7-летней седой Айканат из Турции, которая вообразила себя героиней «Покемона», обладающей сверхъестественными способностями, и выпрыгнула из окна, чтобы полетать над городом. К счастью, девочка осталась жива и отделалась лишь переломом ноги. После этого врачи забили тревогу, указывая на то, что аниме отрывает детей от реальности и серьезно травмирует их психику.

Уходя от реальности и проживая жизни любимых персонажей, поклонники аниме ведут в блогах дневники под именами своих кумиров и одеваются так же, как они. Фотографии анимешников можно назвать произведениями искусства, и образы, которые они себе создают, не каждому стилисту под силу. Юноши, стараясь походить на своих кумиров (в аниме героев мужского пола сложно отличить от девушек из-за их яркого цвета волос, худощавых фигур и пестрых нарядов), делают яркие прически, худеют и не пренебрегают косметикой. Появилась странная мода на женоподобных смазливых мальчиков, а представление о мужественности начало исчезать. Кроме того, аниме, по мнению некоторых специалистов, пропагандирует гомосексуализм.

В свое время итальянские психологи говорили о том, что сериал «Сэйлор Мун» делает из девочек лесбиянок, поскольку однополая любовь в японской анимации рассматривается как вполне нормальное явление, а все главные персонажи сериала — девушки.

Сложно переоценить вред, приносимый аниме. Несмотря на то что поклонники японской анимации лишь высмеивают всяческие обвинения в адрес их любимых мультиков, случаев, подтверждающих их негативное влияние на несформировавшуюся психику, предостаточно.

Хвала аниме


Впрочем, есть и принципиально другой взгляд на аниме. Несмотря на приписываемые анимешникам депрессивность и жестокость, в большинстве своем это очень чувствительные, ранимые и творческие люди. Ярые поклонники аниме называют себя отаку (яп., фанатик). отаку считают жизнь обычного человека скучной и бессмысленной, поэтому они всегда стараются устраивать себе праздники. их самым главным развлечением являются аниме-фестивали, на которых они слушают музыку из любимых сериалов, общаются, участвуют в конкурсах, и, конечно же, ни один праздник не обходится без косплея. Многие отаку пишут фанфики — продолжения известных манга или аниме, рисуют додзинси — любительские манга.

Что и говорить, аниме — целая субкультура, причислить себя к которой в Японии может не каждый. Для озвучки аниме приглашаются только самые знаменитые и талантливые актеры, которых называют сейю. стать сейю очень почетно, ведь для этого действительно нужно быть профессионалом, так как с главной задачей — передачей эмоций — может справиться не каждый. В аниме большое значение также придается музыке. существуют так называемые опенинг и эндинг (от англ. оpening song и еnding song). опенинг становится своеобразным символом мультфильма. Эндинг же может несколько раз на протяжении сериала меняться и в целом ему придают гораздо меньшее значение, рассматривая лишь в качестве фона для титров.

Анимешники

Даже в среде психологов, где аниме давно уже вынесли смертный приговор, можно найти защитников отаку. Увлеченный человек — счастливый человек. У него находится возможность для самовыражения, растет самооценка, одновременно с которой поднимается и настроение. Кроме того, в среде людей, разделяющих общие интересы, приверженец субкультуры легко находит себе друзей, что, безусловно, положительно сказывается на его мировосприятии. Кроме того, несмотря на присутствующие жестокие сцены, косплеи и компьютерные игры, созданные на основе аниме, помогают выбросить отрицательную энергию и разрядиться психологически. Все же лучше, если это происходит в форме ролевой игры или перед экраном компьютера, чем в общении со сверстниками. однако, как утверждают специалисты, это является хорошей разрядкой лишь для уже сформировавшейся личности, но не для детей.

По закону жанра


В зависимости от пола и возраста аудитории аниме делится на:

  • кодомо-аниме — создается для детей в возрасте до 12 лет.
  • сенэн-аниме — для мальчиков-подростков и юношей.
  • седзе-аниме — для девочек-подростков и девушек.
  • сэйнэн-аниме — для молодых мужчин.
  • дзесэй-аниме — для молодых женщин.


Существует также подразделение аниме по тематике.

  • Апокалиптика предлагает варианты наступления конца света.
  • Постапокалиптика рассказывает о том, что будет после конца света.
  • Киберпанк повествует о мире, которым правят компьютеры.
  • В махо-седзе главными героинями являются маленькие девочки-волшебницы, которые спасают мир от зла.
  • В фэнтези участниками событий становятся волшебные существа, колдуны, божества. Именно они помогают главному герою, дарят ему волшебные предметы, спасающие его в беде.
  • Хентай — порнографическое аниме.
  • Кавай — аниме, герои которого очень милые и нежные, обладающие очаровательной внешностью. Главная задача создателей произведений этого жанра — передача атмосферы добра и света.
  • В социальных фильмах поднимаются острые социальные вопросы, на которые герои стараются найти ответы.
  • Романтика — жанр аниме, главной темой которого являются любовные переживания.

Шутки в сторону


Вечером 16 декабря 1997 г. в Японии десятки тысяч детей смотрели по одному из телеканалов своего любимого «Покемона». И вдруг одновременно у зрителей из разных концов страны начались припадки, похожие на эпилептические. Более 700 малышей были доставлены в больницы, а еще у 10 тыс. синдромы заболевания наблюдались в легкой форме. Телеканалу TV Tokyo было приказано прекратить трансляцию сериала. В обществе мгновенно распространились слухи о вреде аниме. Некоторые ученые высказали даже предположение, что это была проверка нового оружия массового поражения. Но оказалось, что на здоровье тысяч маленьких телезрителей повлиял видеоэффект — быстрое чередование синего и красного цветов. Подобный видеоэффект оказывает негативное влияние на здоровье человека, когда частота мерцания красного цвета превышает 3 Гц, а всех остальных цветов — больше 5 Гц. Трагедия произошла по недосмотру аниматоров, которые не заметили в небольшом фрагменте несоответствие техническим требованиям. После того как специальная комиссия разобралась в причине проблемы, сериал снова допустили к показу, но злополучная серия была навсегда убрана в архив.

А вот японец Таичи Такашита влюбился в героиню манга Микуру Асахина и решил на ней жениться. Но, увы, подобные браки не разрешены законом. тогда Такашита организовал онлайн-кампанию с целью внести изменения в законодательство, чтобы узаконить браки между людьми и персонажами мультфильмов. Эта новость горячо обсуждалась на различных форумах, любители аниме поддерживали Таичи, соглашаясь с ним, что настоящая жизнь слишком скучна и приносит множество разочарований, а персонаж мультика может осчастливить своего обожателя. Только вот осталось неясным, каким образом супруги смогут общаться. Конечно, никаких поправок в закон не внесли, но история еще раз показала, до чего порой доводит увлечение аниме.