Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари - радостное, но отчасти трагическое событие. Впрочем, и жизнь, и почитание этого святого человека - история парадоксов и несоответствий.
Это началось с самого детства. «Николай» переводится как «победитель народов». Такое имя годится для воина, но не для кроткого раба Божия, чье сердце полно любви и сострадания. Борьба в жизни Николая была, только не с людьми, а с демонами. Против бесов «воин Христов» воевал беспощадно, разрушая языческие храмы и сокрушая изображения идолов.
В «Житии» говорится, что Николай был предназначен для служения Богу еще до своего рождения. Во младенчестве он вел себя не так, как обычные дети. Подобно строгому монаху-постнику, святой соблюдал среду и пятницу и в эти дни вкушал материнское молоко только после вечерних молитв родителей. В юности Николай, как замечает автор «Жития» скорее напоминал старца. Ему были чужды забавы сверстников, карьера, девушки.. Все свое время он проводил в храме, углубленный в молитву и чтение книг.
Когда читаешь «Житие», информация об этом проходит как бы стороной: почти все святые уже во младенчестве «держали» пост и стремились уйти от мирской суеты. А вот если бы такой Николай жил сегодня, отнеслись бы мы к нему с уважением? Или где-то в глубине оставалось бы не очень почтительное отношение, которые бывает к людям, о которых говорят, что они «не от мира сего»? Молодой человек, молчаливый, необщительный, погруженный в размышления и молитвы, не сказочный персонаж, а живой сверстник.
Дядя Николая был епископом города Патары. Узнав о жизни племянника, он предложил родителям посвятить юношу Богу и рукоположить Николая. Родители согласились, и Николай стал священником.
Он вел удивительную жизнь, следуя евангельским заповедям. Кажется, был совершенно не привязан к этому миру, всем своим существом стремясь в Небесные обители. Богатое имение, доставшееся от родителей, раздал бедным (а зачем оно нужно, если главное сокровище - на Небесах?), о себе не заботился (и для чего, если Сам Господь думает о своих чадах?), благотворительностью занимался тайно, как и велел Христос.
Он спасал людей от нищеты, тайно подбрасывая в окно или на порог дома деньги, тщательно занимался делами церкви и ничего не требовал взамен. Многие шли к нему за помощью. Помолившись, Николай мог прекратить бурю и воскресить умершего человека.
При всей любви и сострадании к людям Николай хотел уйти от мира, чтобы погрузиться в молитву и молчаливое размышление. Быть с Богом - вот все, чего желала его душа. Но Господь предназначил ему другой жизненный путь, и Николаю пришлось стать архиепископом.
Его избрание происходило удивительным образом. После путешествия во Святую землю Николай поселился в обители, которую основал его дядя. Он очень хотел провести здесь всю свою жизнь, но услышал голос Бога, который сказал: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир и да будет прославлено в тебе имя Мое».
И Николай ушел из обители в город Миры Ликийские. Там его никто не знал, и святой мог жить спокойно и уединенно. Возможность приходить в храм и молиться - вот все, чего желало его сердце.
В это время в Мирах выбирали архиепископа. Когда среди избирающих вышло несогласие, они приняли единственно верное решение - помолиться Богу. И Он явился одному из них в видении и сказал, что архиепископом достоин стать человек по имени Николай, который первым придет утром в храм. Наутро первым к храму подошел Николай и, узнав о воле Господа, был вынужден стать архиепископом.
Видно, было необходимо, чтобы такой чистый и искренне служащий Богу человек не затворялся в отдаленной обители, но жил среди людей, своей жизнью уча их быть истинными христианами.
Св. Николай прожил долгую жизнь и умер в старости после непродолжительной болезни. Его мощи долгое время оставались в Мирах, пока в XI веке не были перенесены в город Бари.
Это было очень неспокойное время. Турки буквально опустошали города и селения Малой Азии, так что даже торговля была опасным занятием, не говоря уже о попытке вынести из храма мощи чтимого в Мирах святого. Но как-то надо было уберечь эту святыню от мусульман, и вот жители двух городов, Венеции и Бари, независимо друг от друга отправились в Ликию. Баряне опередили венецианцев, но само перенесение мощей совершилось достаточно странным образом.
В храм, где были мощи, отправились 47 вооруженных человек, как будто шли на войну. Гробницу Николая сторожили четыре монаха. И вот баряне предлагают им за мощи святого выкуп - 300 золотых монет. Как можно соотнести ценность мощей и определенную сумму денег, немного не укладывается в голове. Монахи отказались, после чего баряне связали их, выставили у входа в храм сторожей и стали разбивать мраморный церковный помост над мощами. Барские пресвитеры свершили литию, после чего мощи перенесли на корабль. Жители Мир не сопротивлялись, потому что мощи увозили от них за то, что они не исполнили одно из повелений Николая. А баряне, вроде как захватчики, искренне утешали жителей Мир, стоя на берегу перед отплытием.
Не все было гладко и в Бари. Когда решали, где положить мощи Николая., произошло вооруженное столкновение, так что погибли 4 человека. Потом согласие было достигнуто и для святыни был выстроен новый храм.
Вот так удивительным образом в мире находятся рядом добро и зло, святость и раздоры.
И еще несколько странным кажется тот факт, что, несмотря на то, что в Средние века почитали в основном местных святых, особое отношение к Св. Николаю установилось на тогда еще только-только принявшей Православие Руси.
Дни памяти Святителя Николая любовно назывались «Никола вешний» и «Никола зимний» и долгое время считались вторыми по значимости после Пасхи. Был даже обычай к 22 мая красить яйца и съедать их в лесу как дань уважения Николаю.
Николе Угоднику молились обо всем на свете, начиная от хорошего урожая и здоровых лошадей и кончая свадьбой. И до сих пор он остается одним из самых почитаемых в России святых.