Оглядываясь назад, осознала, что накоплен тринадцатилетний опыт посещения моими детьми досуговых центров. В какие кружки, секции отдавать ребенка? С какого возраста? Чем при этом руководствоваться? Какие занятия выбирать, платные - бесплатные? Учитывать ли отдаленность от дома?

Возможно, мой рассказ поможет вам ответить на многие «почему» связанные с дополнительным образованием.

Побудительные причины

Как только понимала, что моему ребенку необходимы те или иные навыки, а сама я не могла им научить, я искала подходящие занятия или нужного преподавателя. Так получилось с первыми нашими уроками вне стен дома. Сын выучил алфавит, мог складывать буквы в слоги, но не мог научиться, к двум буквам присоединять третью. Занятия у частного логопеда смогли решить эту проблему. В это же время, в четыре года я отдала его в хор, так как были серьезные проблемы с речью. Хоровое пение, я надеялась, научит четко слышать и тянуть каждый звук.

Присутствие на занятиях

До школы были индивидуальные занятия у бесплатного и платного логопеда. Уровень преподавания сильно разнился. Поэтому, если вы хотите явного результата, то придется раскошеливаться. Обязательным условием качественных занятий является ваше присутствие на уроке. Тогда преподаватель работает на «полную катушку» и вы при закреплении материала дома четко понимаете, о чем идет речь и какой должен быть результат.

Всему свое время

Для разностороннего развития я водила четырехлетнего сына в бассейн. Сейчас он немногословно вспоминает то время: «Было тесно и скучно. Я не понимал, зачем руки надо класть на воду так, а ногами работать вот этак. Мне было неудобно так двигаться в воде. Я не понимал, чтобы научиться быстро плавать, нужно «поставить» определенные движения». В двенадцать лет он снова, но уже самостоятельно и с большим удовольствием стал посещать бассейн. Три года тренировок сколиоз не выправили, но в глаза бросается широкий разворот плеч и красивые уверенные «поставленные» движения тела, когда он оказывается в воде. На суше прежняя скованность, закомплексованность.

«Учитель от Бога»

Вашему ребенку крупно повезет, если в его жизни встретится такой преподаватель. Природную скромность, можно сказать, болезненную зажатость, я пыталась выправить в районном доме творчества, в театральном кружке. «Отдавала» ребенка конкретному преподавателю. Сыну она показала, что такое декламация, художественное чтение, интонация, настроение стихотворения, ритм и рифма. И когда в школе задавали стих наизусть, он уже сам шел к ней и она ему «ставила» чтение с выражением. Когда я видела любимого отпрыска в спектаклях, я плакала, потому что это был не мой сын. Как он «гулял» интонацией и голосом, какие шикарные широкие жесты были, как свободно и красиво он двигался по сцене, а какое перевоплощение! Он наслаждался игрой, а я наслаждалась им! Но это было, как с бассейном. В миру он оставался прежним закомплексованным и зажатым мальчиком. Он не смог перенести приобретенные навыки в повседневную жизнь.

Так как состоялся продуктивный диалог с преподавателем театральной студии, которая еще вела и кружок росписи, мой сын много лет занимался у нее рисованием, расписывал доски и различные деревянные поделки. В результате вся дача завешена, заставлена красивыми почти профессионально выполненными работами. Но, к сожалению, сын так и не стал творческой натурой, у него нет стремления, что-то создать и облагородить.

Внешкольная «упряжка»

Помимо того, что мною двигало стремление разностороннего развития своего на тот период единственного ребенка, одновременно я пыталась выявить, нащупать то, в чем мой сын мог бы полностью реализоваться, найти сферу деятельности, которая в будущем станет его профессией. К гуманитарным кружкам одновременно добавила спорт и иностранный язык. Сейчас я даже чувствую некое угрызение совести, так нагружать ребенка в начальной школе! Были еще и дополнительные и школьные занятия: лепка, рисование, ритмика и еще один театральный кружок.

Повторюсь, так как сын был мальчиком застенчивым, я, естественно, отдала его в секцию борьбы, чтобы выкристаллизовать в нем здоровую агрессивность. Пять лет он занимался различными единоборствами у трех разных преподавателей, занятия были платными. Сын кружки и секции воспринимал как естественный атрибут жизни, потому что начал их посещать с четырехлетнего возраста и вопроса «ходить - не ходить» у него никогда не возникало. Надо, значит надо. Я все ждала, что борьба, умение замахнуться, занести кулак на другого - научат его смелости, но нет. На соревнованиях сын выбирал выжидательную позицию, никогда не наносил удар первым, а лишь уходил от ударов. Он не смог стать бойцом.

Контроль и еще раз контроль

Это правило, которое поможет вам сэкономить время и деньги. Если вы отдаете ребенка в кружки и секции, то это не гарантирует тот объем умений и знаний, на который вы рассчитываете. Обязательно время от времени присутствуйте за занятиях, особенно если они платные, вы их оплачиваете, следовательно, имеете право знать, за что платите. Присутствуйте на всех соревнованиях, выступлениях, чтобы отследить результат траты времени вашего ребенка и ваших кровно заработанных денег. Побывав на одной из тренировок, увидев тренера, который вышагивал по спортзалу в туфлях и в свитере, не удосужившись надеть кимоно, и с ленцой подбадривал – покрикивал на мальчишек, я перевела сына в другой спортивный клуб.

На четвертом году занятий моего сына английским языком в частном детском клубе, я побывала на уроке. Обучение шло по принципу «для галочки». За год должны пройти учебник, а усвоил ли ребенок пройденный материал, никого не интересовало. В результате у сына так и не поставлено произношение и проблемы с чтением транскрипции. Более удачен пример моей подруги: ее сын занимался у частного репетитора в группе сверстников из двух – трех человек за немалые деньги, в результате он со слуха переводит песни! Да, дорого, но эти деньги вложены в образование ребенка, добавим к этому еще и время, которое было «не убито», а потрачено на реальное обучение.

Умное времяпровождение

Еще сын на протяжении трех лет дважды в неделю посещал шахматный кружок, для развития аналитического мышления, как я предполагала. Я не строила никаких планов, а относилась достаточно меркантильно, лучше он полтора часа поиграет в соседней школе в шахматы под руководством преподавателя, чем будет сидеть дома у телевизора.

Альтернативные занятия

Чем, у кого и когда заниматься, выбирала я. Сын лишь раз выказал желание научиться играть на гитаре. Гитара - инструмент дорогой, уроки по игре тоже. Музыкой, кроме хорового пения, он никогда не занимался. Пойдет ли у него «музыка», ни он, ни я не знали, а тратиться на инструмент придется. Нашли альтернативный вариант. Сын стал посещать занятия на синтезаторе (синтезатор у него был). Занятия на этом музыкальном инструменте в доме творчества вбирали в себя: уроки сольфеджио, пение в хоре и индивидуальные занятия на синтезаторе с учителем. Подобная альтернатива показала сыну, что невозможно научиться играть ни на одном музыкальном инструменте без основ музыкальной грамоты и что музыка – это кропотливое почти монотонное занятие, когда ты проигрываешь десятки раз одно и тоже. И вопрос, покупать ли гитару, отпал сам собой. На тот период сын был не готов столько времени уделять музыке.

Заставлять – не заставлять

Дочка во всем руководствуется только своими ощущениями, личность учителя для нее - доминирующий фактор. Если нравится преподаватель, она готова, сдерживая слезы, и на шпагат тянуться, и часами бить по клавишам, и ежиков лепить. А если руководитель «не в масть», то будут и головные боли, и «я опоздала, поэтому в зал меня не пустили…», и «она так ругается, что я все позабыла…» И перед каждым занятием борьба интересов: «Иди!» «Не пойду!» С одной стороны, нужно учитывать пристрастия ребенка, а с другой - ребенок маленький, настроения меняются ежеминутно, и каждому «гулянию настроений» давать ход - это не дело. Нельзя посещать занятия время от времени, там тоже своя достаточно жесткая программа. Что делать? Нужно искать первопричину. Поводом нежелания ходить на занятия может быть не только личность преподавателя, но и какая-нибудь мелочь, на наш взрослый взгляд. Например: «Все девчонки танцуют в лосинах, а я в спортивных брюках», «Я подошла, поздоровалась с девочками, а они мне не ответили, а Катька так посмотрела! В общем, на танцы ходить не буду!» И ты, мама, понимаешь: если разрешить не ходить в танцевальную студию, потом будет отказ заниматься музыкой и рисованием. Ребенок приведет десятки доводов, почему ему не нравятся эти занятия, и те. И вместо этого будет бесцельное сидение у телевизора и бесконечный треп по телефону с подружками. Поэтому, найдя первопричину, нужно постараться ее либо устранить, либо обсудить. Купить лосины, как у ее подружек. Занятия танцами важнее, чем сумма, потраченная на блестящие рейтузики. «Что обсуждали девочки, когда ты подошла? Вот видишь! Я думаю, если бы тебе пересказывали вторую серию мультика про Шрека, ты бы тоже никого не увидела!» Постоянно расспрашивайте детей и общайтесь с их родителями, чтобы быть в курсе дел.

За кем выбор

Еще в августе я обсуждала с детьми, кто на какие занятия будет ходить, и оговаривала, что посещение этих занятий обязательно в течение всего учебного года. Если кому-то что-то не нравится, то сами ищите альтернативу. Вам не нравится преподаватель музыки, узнайте, к какому учителю в доме творчества дети ходят с удовольствием и запишитесь к нему на следующий год. Не нравится лепка, поищите другой кружок, который работает примерно в те же дни и часы.

Насыщенная досуговая жизнь – это обязательный атрибут нашей семьи. Этот факт не обсуждается, обсуждается его наполняемость. За детьми остается частичное право выбрать кружки - секции по вкусу к обязательным занятиям. У сына это бассейн, у дочки танцы, музыка, английский. Остается свободное время? Занимайтесь, чем хотите!

Итоги

Сейчас сын уже взрослый и я могу подвести итоги. Я горжусь собой, что всегда старалась воспользоваться предоставленными жизнью возможностями. Сменив квартиру, я тут же обходила все школы, дома творчества, узнавала, где какие кружки и секции работают, знакомилась с соседями, у которых есть дети, на детских площадках с мамами и папами, узнавала, что посещают их дети. Не забывала учитывать и территориальный фактор, чтобы дорога не превышала по времени часы самого занятия. Ярким негативным примером тому может служить моя подруга, которая возила восьмимесячного кроху на другой конец города. Занятия занимали тридцать минут, дорога в оба конца - три часа. Какой в этом смысл, если малыш уставал в переполненном метро в час пик, что потом весь вечер капризничал?

Насыщенность кружками – секциями научили моих детей организованности. Они знали, что сегодня освободятся после дополнительных занятий в восемь часов и времени делать уроки практически не будет, поэтому приходили после школы и сразу же садились за домашние задания. Те редкие дни, когда занятий не было, выбивали детей из привычно - деятельной колеи. Они ходили неприкаянные по квартире, не зная, чем заняться. В результате уроки не были выполнены или завершались в одиннадцатом часу ночи.

Ответственность, умение ценить время, планировать свои действия, - это все от кружков и секций. Сын, несмотря на свою замкнутость, социально адаптирован, у него нет страха перед чем-то новым. Насыщенная досуговая жизнь, дополнительные занятия не отбили у него охоты учиться, возможно, от того, что занятия были разнообразны и касались различных сфер деятельности. Дочка моей подруги пошла в первый класс в семь лет, имея за плечами четыре года подготовки к школе. И уже в первом классе она наотрез отказывается учиться: ей неинтересно, она все знает, и просто уже надоело.

Совместные занятия музыкой и рисованием сплотили моих детей. Они научились общаться, решать некоторые конфликты самостоятельно, находить общий язык без мамы за спиной.

Но, к сожалению, все мои титанические усилия по превращению сына из замкнутого в открытого и общительного не увенчались успехом. Наверное, я пыталась изменить психологический тип ребенка, что невозможно. Может быть, это мои родительские амбиции, коль я дала ребенку жизнь, значит, смогу дать и характер?

Советы

1. Примерно за год начинайте собирать информацию, как представлена досуговая деятельность в вашем районе.

2. Определите для себя, что вы хотите в результате получить. По какому принципу будете подбирать дополнительные занятия. Либо ваш ребенок занимается тем, что ему интересно, например, он любит рисовать, и вы его отдаете в художественную студию. Либо стараетесь разносторонне развить своего ребенка. Он рисует хорошо. Отлично! Тогда нужно подобрать занятия, которые будут развивать другие творческие наклонности, скажем, спортивные или музыкальные.

3. Постарайтесь найти «своего учителя», с которым будет комфортно вашему ребенку. Меняйте преподавателя, если он вас не устраивает. Ошибки, как и в любом другом деле, здесь неминуемы.

4. Выбор кружков – секций начните с определения основных занятий вашего ребенка, а остальные «добирайте», исходя из оставшегося времени и возможностей, которые дарят вам ближайшие к дому досуговые центры.

5. Если на день попадет несколько занятий, смотрите, чтобы было чередование. Умственная нагрузка сменялась физической (спорт, танцы, ритмика) или творческой (рисование, лепка, оригами).

6. Если ребенок трудно адаптируется в новом коллективе, то первое время присутствуйте на занятиях или подберите ему компанию, чтобы ходил он на занятия с друзьями.

Смысл дополнительного образования мне видится в том, чтобы нащупать ту сферу деятельности, в которой ребенок смог бы полностью реализоваться, и она стала его профессией, делом его жизни.