Читающая нация и библиотеки
«Мы – самая читающая нация в мире!» - звучала гордая фраза в Советском Союзе. И это были не просто слова, порожденные страстью гигантомании (самые большие электростанции, самые большие заводы, самые быстрые ракеты и т.п.). Так было на самом деле. Книги были доступны всем: и взрослым и детям. Конечно, был дефицит редких изданий, была навязанная «сверху» идеология, вследствие чего некоторые книги были запрещены или труднодоступны. Но в избытке была классика, были мощные литературные союзы, книги печатались миллионными тиражами. Даже в самом «захудалом» селе обязательно был Дом культуры, а в нем библиотека.
Сегодня картинка изменилась. Россияне – далеко не самая читающая нация в мире. Интернет, вошедший (или уверенно входящий) в каждый дом, успешно конкурирует с книгой. Видеоинформация теснит печатную информацию по всем фронтам. Современное поколение детей и молодежи, будучи грамотными, как ни странно, не умеет читать.
Вывеска «Библиотека» в городе – это в большинстве случаев то, что не успели снять с советских времен. Сельские библиотеки на грани полного исчезновения. За несколько десятилетий количество библиотек по России сократилось на 15-20%. До 40% «уцелевших» библиотечных фондов морально устарело, до 60% книг в библиотеках физически изношены и вот-вот придут в негодность.
По нормам ЮНЕСКО количество книг в библиотеке на 1000 человек населения должно составлять не менее 250 экземпляров. В России городские библиотеки едва дотягивают до 140, а сельские (те, которые выжили) – до 20 экземпляров! Более или менее «на плаву» остаются библиотеки учебных заведений, предлагающие к использованию специализированную литературу. Невидимая рука рынка расставляет все «по местам».
Мы идем в библиотеку!
Для ребенка посещение библиотеки – это не просто поход в книгохранилище. Это – приобщение к миру культуры, осознание себя частью большого сообщества, объединенных книгой и знаниями. Запись в библиотеку для ребенка раньше была одним из этапов взросления. Это – одна из ступеней, которую можно было поставить в один ряд с поступлением в школу, в музыкальную школу, в спортивную секцию, - одним словом, шаг к развитию и совершенствованию.
Представьте себе чувства шестилетки, которого мама привела впервые в библиотеку! Перед ним открывается громадный, материализованный, видимый и ощущаемый объем знаний в виде книг, расположенный на стеллажах! Ребенок видит людей разных возрастов, листающих и просматривающих книги, посвящающих свое время этому занятию. В этой невербальной коммуникации происходит ни что иное, как пропаганда здоровых ценностей. Созерцание это можно приравнять к созерцанию спортивного соревнования или военного парада.
Во все времена библиотеки были центром культурной жизни. Вспомним римские библиотеки, знаменитую Александрийскую библиотеку. Проведение различных общественных мероприятий в библиотечном интерьере – также имеет очень полезный, воспитательный смысл. «Литературные гостиные», встречи с авторами, конкурсы начинающих поэтов, встречи читателей – все это широко практиковалось в советских библиотеках. К сожалению, сегодня это не частое явление.
Как записаться в библиотеку?
Записаться в библиотеку можно при наличии документа, удостоверяющего личность. Если вашему ребенку нет 14 лет, вам необходимо присутствовать при его оформлении и предъявить свой документ. Также вы должны ознакомить ребенка с правилами пользования библиотекой. Вот несколько простых рекомендаций о том, как выбрать библиотеку и записать в нее ребенка:
1. Исследуйте свой район на предмет наличия библиотек. Если ваш ребенок – школьник младших классов, будет удобным записать его в близлежащую библиотеку. Рассчитывайте на то, что ребенок в будущем сможет посещать ее самостоятельно, без вашего присутствия.
2. При выборе библиотеки учитывайте не только близость к дому, но и ее специфику. Существуют библиотеки, где выдают специализированную литературу, например, только техническую, либо литературу для студентов вузов.
3. Узнайте, есть ли в библиотеке отдел детской литературы; если есть, то насколько он обширный, книги для какого возраста содержатся в нем?
4. Предварительно пообщайтесь с библиотекарем. Узнайте, сколько детей записано в эту библиотеку, а также то, как организована работа с детьми.
5. Узнайте о мероприятиях, проводимых для детей в библиотеке. Спланируйте возможность посещения вашим ребенком этих мероприятий.
6. Познакомьте ребенка с библиотекарем. Именно библиотекарь сможет направлять его в выборе книг и помогать ему ориентироваться в библиотечных фондах.
7. Ознакомьтесь с книгами, имеющимися в наличии в библиотеке. Попытайтесь составить план чтения литературы вашим ребенком, учитывая его интересы и школьную программу.
8. Очень неплохо будет, если ваш ребенок будет посещать библиотеку в компании своего друга-сверсника. Поищите единомышленников среди друзей ребенка и их родителей.
9. Не ленитесь читать вместе с ребенком. Не считайте это занятие тяжким крестом; покажите вашу заинтересованность в том, чтобы ваше дитя было активным читателем.
10. Многие современные библиотеки оборудованы электронными системами поиска книг. Убедитесь, что ваш ребенок вполне разобрался с ними.
Подводя итог рассуждениям, скажем: время детства очень скоротечно, постарайтесь наполнить его теми событиями и занятиями, которые принесут максимальную пользу в процессе формирования личности, не отнимая, при этом, детства у ребенка. Посещение библиотеки останется у него в памяти как одно из главных воспоминаний детства! Пусть библиотека станет родной для ребенка, станет частью его жизни; таким местом, где он будет чувствовать себя комфортно и уютно!