Ближе к 3 годам, когда мы узнали, что получили место в очень хорошем детском саду медицинской направленности (с массажной комнатой, кислородными коктейлями, собственными лором и окулистом и прочими полезностями и приятностями) мы пережили период мучительных споров и сомнений. Нам нужно было решить главное: ДА или НЕТ? И мы решили попробовать, дать Максиму шанс, оставляя ему при этом право на выбор. Если бы он сказал саду категорическое «нет», на тот момент я была готова сидеть с ним дома до школы. Но… в садике ему понравилось. Адаптация прошла быстро и безболезненно, он нашел там много новых друзей (преимущественно подружек), полюбил всей душой лепку и физкультуру.
Когда мы обсуждаем с подругами детский сад, разговор почти всегда сводится к болезням, которые «приносит» из сада ребенок. Но не могут же быть от посещения детского сада одни минусы – в виде болезней? Должны же быть и плюсы, - подумала я, и как всегда, решила разложить все по полочкам. Итак, начнем с минусов, чтобы закончить приятным.
Минусы
Культура поведения. Когда Максу было 3 года, я отдыхала на море с ним, своей старшей сестрой и ее двумя сыновьями, которые ходили в садик на тот момент. Что такое детский сад, я тогда представляла весьма смутно… И в то лето была просто поражена количеством «туалетных» шуточек у своих племянников, а также их манерой поведения за столом – смачные рыгания и кое-что похуже. Сестра и ее муж, конечно, так себя не ведут, поэтому мне было удивительно и непонятно – откуда у них это?
- Из сада, дорогая, из сада. И вас ждет этот кошмар! - пояснила мне сестра.
- Ну, уж нет! Мой ребенок за столом рыгать не будет, - возмутилась я.
- Ха, поговорим об этом через год, - услышала я в ответ.
Макс ходит в сад уже два с половиной года. За столом он, конечно, не рыгает, но кое-какие пророчества моей сестры сбылись. Например, знаменитый садовский «туалетный» юмор и шуточки. Даже юмором это назвать сложно. Однажды я подглядела, как дети в группе одеваются на прогулку. Натягивают колготки-футболки, выкрикивая по очереди: Попки! Какашки! И заливаются богатырским хохотом. И вроде бы понимаю, что чем больше будет запретов на юмор «ниже плинтуса», тем слаще будет запретный плод. И что если дать вволю наговориться и насмеяться над «какашками» и иже с ними, то ребенок потом легко перейдет к другим темам и радостям жизни. Понимаю, что это определенный этап взросления – как во младенчестве надо все попробовать на вкус, исследовать всю квартиру, так и сейчас надо насладиться вкусом этих запретных слов, чтобы с легкостью с ними расстаться. Но все равно каждый раз вздрагиваю и морщусь, когда в очередной раз слышу это. Но, к счастью, Максим то ли чувствует мое настроение, то ли понимает, где это уместно, а где не очень. Но такие разговоры позволяет себе только в саду вместе с остальными любителями подобного рода юмора. Дома или в гостях такими выражениями он нас не «радовал» ни разу!
К садовскому фольклору еще можно отнести знаменитые детские страшилки. Вы помните в детстве, во время тихого часа, мы притворялись спящими, дожидались, когда воспитатель уйдет из спальни и, закутавшись в одеяло, рассказывали страшные истории о красных пятнах на стенах, зеленых пальцах, кикиморах и лесных злых духах. Максим нам выдал недавно одну такую сказочку на ночь. И я поняла, что в нашем детстве это были не страшилки, а так… детские потешки. Сейчас самая популярная в их группе страшилка - про книжного паука, который залезает в зрачок человека, когда тот читает книжку, а ночью во сне его убивает! Бррррр, даже мне стало не по себе от такой истории.
«Хочу, как у других!» - эта мания, которая развилась именно в садике, меня огорчает даже больше, чем болезни. Когда Макс долго не ходит в сад (летом, например), то все его желания – искренние, настоящие, взвешенные. Вместе с садом же начинается постоянное выпрашивание вещей, которые ему, вполне возможно, и не нужны совсем! Но они есть у других детей в группе. Макс хочет абсолютно все! Кофту с человеком-пауком, как у Вани, робота, как у Влада и даже кошечку, как у Алены! И как с этим бороться – ума не приложу…
Но самое главное, конечно, это то, что бОльшую часть своего золотого детства Максим проводит с чужими людьми. А с родителями по будням - лишь несколько часов по вечерам. Вот именно из-за этого аспекта я в свое время чуть не отказалась от места в саду.
Плюсы
Один из самых главных плюсов сада для меня – это детское бесилово. Этот молодецкий ржач, крики, визги, пихания-толкания и стояние на ушах. Есть дети, которые всего этого не любят и наоборот устают от такого времяпровождения, но мой ребенок в этом точно нуждается. И дома это при всем своем огромном желании я обеспечить ему не могу.
Друзья, тусовка, компания. Конечно, друзей можно найти не только в садике. Соседи, дети во дворе на площадке, дети-ровесники ваших друзей (у нас, например, таких нет), друзья в «развивалках». Если постараться и задаться целью – можно найти друзей. Напишу, как дело обстоит у нас. Днем в будние дни во дворах гуляют только годовалые малыши, двухлетки и старше – все по садикам. Друзей с детьми-ровесниками Максу у нас нет. Так что если бы мы не ходили в сад или «развивалку», даже не знаю, где бы мы выискивали компанию для прогулок. На этот момент часто жалуются мамы «домашних» детей, что детки с неохотой идут гулять в пустой двор как раз из-за того, что днем там трудно найти интересную компанию. И в полноценную ролевую игру с азартом, фантазией и, «чтобы все было как на самом деле!» можно сыграть только со сверстниками. Полноформатные «дочки-матери» с количеством ролей от 5 до бесконечности в домашних условиях воспроизвести сложновато, согласитесь.
Еще один важный плюс для меня – это обилие всевозможных занятий. И если лепкой, рисованием, аппликациями я еще худо-бедно могу позаниматься с Максимом сама, то полноценное музыкальное занятие (с живым аккомпанементом на пианино), танцами и песнями я для него устроить не смогу. Равно как и веселые старты на физкультуре – с двумя командами. А музыка и физкультура – как раз самые любимые его занятия в саду!
Регулярность занятий. Сейчас напишу ужасную вещь, но буду честной. В какой-то мере я переложила на сад ответственность за развитие своего ребенка. Регулярные занятия с логопедом, математика по Петерсон, занятия по окружающему миру, развитие речи, лепка, рисование, аппликация. Все это есть в саду на регулярной основе и по хорошим программам. Так что дома мы только читаем перед сном, и по 20 минут каждый день занимаемся прописями и чтением азбуки. Если бы в сад Макс не ходил, я бы уделяла больше времени и внимания занятиям дома с ним, но так как я знаю, что все это он получает в саду, моя совесть и эго спокойны.
И совсем эгоистичное. Когда Максим пошел в сад, муж начал поздравлять меня с 8 марта. Точнее, ему пришлось начать это делать. До этого ни муж, ни я не любили гендерные праздники – 23 февраля, 8 марта, не отмечали и не поздравляли друг друга. Но в саду к этим датам идет серьезная и длительная подготовка. К празднику пап и мам разучиваются стихи, делаются поделки и открытки, и детям дают домашнее задание – составить рассказ о том, как они дома праздновали и поздравляли мам и пап. Ну не может же мой муж подвести своего сына? Так что теперь на 8 марта я получаю самодельные открытки и аппликации от Максима, и цветы и сладости от мужа, что очень приятно.
А какие вы видите плюсы и минусы посещения детского сада?
Елена Сай | Счастье быть мамой | или 1000 идей, чтобы ребенок вырос любящим, умным, здоровым |