В опросе приняли участие более 4500 педагогов и родителей. Получилось интересное и полезное исследование, затрагивающее вопросы мотивации школьников к чтению, актуальности ведения дневника внеклассного чтения, количественных и качественных показателей школьного чтения.
Основные выводы исследования:
- Педагоги рекомендуют на самостоятельное чтение уделять 3-4 часа в неделю школьникам младшего возраста и не менее 5-6 часов в неделю старшим ученикам. В среднем 2-5 книг необходимо читать школьнику в месяц
- 97% педагогов согласны с тем, что уделять время вопросам внеклассного чтения в школе необходимо
- Только 34% учителей используют в своей практике дневник внеклассного чтения
- Многие педагоги внедряют дополнительные формы мотивации внеклассного чтения: игры, конкурсы, викторины, литературные обсуждения, встречи с писателями, организацию тематических экскурсий и коллективных посещений спектаклей по мотивам литературных произведений
- Более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения – устаревшая форма мотивации, не дающая должных результатов и слабо влияющая на желание школьников читать больше
- 80% учителей и 68% родителей считают, что чтение детям вслух необходимо и полезно в любом возрасте. Большая часть родителей читает детям вслух, как в младшей, так и в средней школе
- 80% педагогов и родителей придерживаются мнения, что заставлять ребенка читать нельзя. Если ребенок не готов читать сам, не выработан систематичный подход к чтению или нет достаточной мотивации, необходимо читать ему вслух как можно дольше, предлагать разные книги, обсуждать прочитанное
- Только 15% родителей отмечают, что дети читают «много, сами и без всяких напоминаний и просьб» и 44% утверждают, что дети по собственному желанию читают больше во время каникул
- Педагоги рекомендуют делать чтение обязательно ежедневным ритуалом, например, читать перед сном хотя бы 20 минут. Но только 29% семей придерживаются такого распорядка, большинство хоть и читает систематически, но не обязательно ежедневно
- Более 70% школьников посещают библиотеки
- Школьники младших классов читают в среднем 1-4 часа в неделю или в среднем до 5-ти книг в месяц
- Большинство 5-9-ти классников читают также до 5-ти часов в неделю или 4-5 книг в месяц
- Старшеклассники уделяют чтению больше времени: до 8 часов в неделю или 5-6 книг в месяц
- Только 20% старшеклассников прочитывают в месяц более 10-ти книг или читают больше 8 часов в неделю
- Родители отмечали, что школьники с большим интересом читают приключенческие книги, сказки и современную прозу.
- 17% учителей считают, что читать ребенку можно все, что нравится, но рекомендуют уделять большее внимание классике, сказкам, повестям и рассказам о животных, современной прозе
Безусловно, многих родителей интересует, какие книги предлагать ребенку для чтения; педагогам также интересен обмен опытом. По результатам опроса составлены списки литературы для школьников:
100 книг, которые школьники с удовольствием прочитали сами,
100 самых интересных книг, которые школьникам прочитали родители
100 книг, рекомендованных педагогами для чтения школьниками
С подробным отчетом исследования и списками рекомендованных книг можно ознакомиться здесь.
Книжный магазин Лабиринт.РУ предлагает более 16000 наименований учебно-методической литературы всех специализированных издательств, а также более 30 000 детских книг. Для организаций комплексных закупок действуют специальные условия программы «совместная закупка».
Отзывы экспертов
Алена Бахтина, филолог,
сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su
Несмотря на расхожее мнение о том, что в нашей стране читать стали меньше, данный опрос свидетельствует об обратном: так, объем прочитанных школьниками книг соответствует рекомендациям педагогов. Радует, что учащиеся охотно читают сами и привлекают к этому процессу своих родителей. Вполне предсказуемо, на наш взгляд, то, что в качестве литературы для чтения учениками выбираются современные произведения (сказки, фантастика, фэнтези), поскольку литература подобной «направленности» активно «продвигается» средствами массовой информации.
Анна Хрусталева,
основатель и руководитель портала Материнство.Ру
В целом, результаты опроса, на мой взгляд, предсказуемые, но о некоторых моментах хотелось бы сказать особо. Порадовал процент родителей, готовых читать вслух даже после того, как дети научились читать самостоятельно. При нынешнем ритме жизни и загруженности всех членов семьи это не так-то просто осуществить, но само намерение уже достойно похвалы. С другой стороны, удивил тот факт, что больше половины не только родителей, но и учителей не считают полезным стимулом в читательском деле ведение читательского дневника. Это подтверждается опытом моей семьи: для детей его заполнение было тяжкой повинностью, которая, судя по данным опроса, постепенно отпадает за ненадобностью. Гораздо полезнее увлекать детей личным примером чтения и обсуждать прочитанное, - с этим фактом согласно большинство родителей и учителей.